11.03.2025
#Информационные статьи
226

Сколько четверок допустимо для получения красного диплома в вузе

Узнайте, какое максимальное количество четверок допускается для получения красного диплома.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы расскажем о требованиях к красному диплому в 2025 году, разберем правила подсчета оценок и подскажем, как увеличить шансы на получение диплома с отличием. Объясним сложные моменты простым языком и дадим практические рекомендации по подготовке документов.

Содержание статьи
  1. Условия получения красного диплома по приказу Минобрнауки
  2. Требования к оценкам для диплома с отличием
  3. Допустимое количество четверок для красного диплома
  4. Расчет среднего балла диплома для получения отличия
  5. Возможность пересдачи оценок для улучшения результата
  6. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 42 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по высшему образованию и контент-менеджер.

Условия получения красного диплома по приказу Минобрнауки

В 2016 году Министерство образования внесло изменения в правила выдачи дипломов с отличием. Ключевые требования закреплены в пункте 28 главы 5 приказа №1487. Этот документ устанавливает четкие критерии для всех российских вузов.

🤔 Определение
Красный диплом — официальное название диплома с отличием, который подтверждает высокий уровень успеваемости выпускника вуза.

Приказ Минобрнауки разделяет оценки на несколько категорий:

  • обязательные дисциплины, по которым допускаются только пятерки, включая все государственные экзамены, защиту дипломной работы и итоги практик;
  • дополнительные предметы, где разрешаются четверки в пределах 25% от общего числа оценок в дипломе.

Факультативы заслуживают отдельного внимания. При подсчете они увеличивают общее количество оценок, из которого высчитывается процент пятерок. Это значит, что дополнительные предметы могут как помочь получить красный диплом, так и помешать этому.

Система оценивания работает независимо для каждого уровня образования. Если вы получили диплом специалиста без отличия, это не помешает вам претендовать на красный диплом в магистратуре. Точно так же оценки бакалавриата не влияют на возможность получить диплом с отличием в магистратуре.

Студентам стоит учитывать, что требования одинаковы для всех форм обучения. Неважно, учитесь вы на бюджете или платной основе, очно или заочно — правила получения красного диплома остаются неизменными.

Требования к оценкам для диплома с отличием

Получение красного диплома требует внимательного отношения к каждому предмету в учебном плане. Первое и главное правило: по всем профильным предметам должны стоять только пятерки. Это касается не только обычных экзаменов, но и государственных испытаний.Разберем каждый тип оценок, который влияет на получение диплома с отличием:

  1. Все государственные экзамены должны быть сданы только на «отлично». Никаких исключений здесь нет — даже одна четверка на госэкзамене автоматически лишает вас возможности получить красный диплом.
  2. Дипломная работа должна быть защищена исключительно на «отлично». Оценка за диплом отображается отдельной строкой в приложении и имеет особый вес при принятии решения о выдаче диплома с отличием.
  3. Курсовые работы также должны иметь оценку «отлично». Каждая курсовая учитывается как отдельная оценка при подсчете общего процента пятерок.
  4. Практические работы и все виды практик должны быть оценены на «отлично». Это правило касается учебных, производственных и преддипломных практик.
✏ Заметка
Система учета факультативов часто вызывает вопросы у студентов. Важно понимать, что хотя они не относятся к основным предметам, их оценки увеличивают общее число отметок, из которого рассчитывается процентное соотношение.

При расчете доли пятерок учитываются:

  • оценки за экзамены по всем предметам учебного плана;
  • оценки за курсовые работы;
  • оценки за все виды практик;
  • оценки за государственные экзамены;
  • оценка за защиту дипломной работы.

Зачеты не берутся в расчет при определении процента отличных оценок, но они должны быть сданы все без исключения. Непогашенная задолженность хотя бы по одному зачету не позволит претендовать на красный диплом.

Расчет доли отличных оценок происходит по простой формуле: количество пятерок делится на общее число оценок и умножается на 100%. Результат должен быть не менее 75%. Это значит, что из каждых четырех оценок три должны быть отличными.

Некоторые вузы могут иметь дополнительные внутренние требования к претендентам на диплом с отличием. Например, могут учитываться научные публикации, участие в конференциях или общественная деятельность. Поэтому рекомендуем уточнить все нюансы в деканате вашего факультета заранее, особенно если вы находитесь на грани допустимого количества четверок.

Допустимое количество четверок для красного диплома

Многие студенты задаются вопросом: сколько же четверок можно иметь в зачетке, чтобы все-таки получить красный диплом? Ответ связан с требованиями приказа Минобрнауки: не более 25% от общего числа оценок в приложении к диплому могут быть четверками. Если этот порог превышен, шансы на диплом с отличием исчезают.

Давайте рассмотрим пример для наглядности. Если ваш диплом содержит 40 оценок (включая экзамены, курсовые, практики и государственные испытания), то 25% от этого числа — 10 оценок. Это значит, что у вас может быть максимум 10 четверок, а остальные 30 оценок должны быть пятерками.

При этом нужно помнить о важном ограничении: по основным профильным предметам, курсовым работам, практикам, государственным экзаменам и защите диплома должны стоять только пятерки. Четверки допускаются только по непрофильным дисциплинам.

Это правило часто вызывает путаницу. Студент может ошибочно считать, что если в зачетке имеется 75% пятерок, то красный диплом ему гарантирован. Однако это не так. Даже если общее соотношение оценок соблюдено, но есть хотя бы одна четверка по государственному экзамену или защите диплома, претендовать на красный диплом нельзя.

Что делать, если четверок больше допустимого лимита? В этом случае студент может попробовать пересдать некоторые предметы. Но здесь есть свои ограничения:

  • пересдавать можно только дополнительные предметы, не входящие в список обязательных дисциплин;
  • решение о возможности пересдачи принимает деканат на основании заявления студента;
  • пересдача возможна только до начала государственных аттестационных испытаний.
📖 Пример
Студентка заканчивает обучение по направлению «Юриспруденция». В ее зачетке 36 оценок, из которых 26 — пятерки, а 10 — четверки. В процентном соотношении это 72% пятерок и 28% четверок. Если она хочет получить красный диплом, ей необходимо пересдать минимум 2 предмета на «отлично», чтобы соблюдалось требование о 75% пятерок.

Важно знать, что в разных вузах могут быть свои дополнительные требования к пересдачам. Некоторые учебные заведения устанавливают лимит на количество пересдаваемых предметов или вводят временные ограничения. Поэтому, если вы планируете улучшать свои оценки для получения красного диплома, лучше заранее узнать все правила в деканате.

Точный подсчет допустимого количества четверок лучше делать заблаговременно, примерно за год до окончания учебы. Это даст вам время для планирования учебного процесса и при необходимости — для пересдачи некоторых предметов.

Расчет среднего балла диплома для получения отличия

Подсчет среднего балла диплома — задача, с которой сталкивается каждый студент, претендующий на красное отличие. Для этого используются различные методики, но самая простая и надежная — расчет с помощью программы Excel. Преимущество этого подхода в том, что вы можете легко проверить все свои вычисления и убедиться в их точности.

Для начала стоит определить, какие оценки будут включены в расчет. В подсчете среднего балла учитываются все числовые оценки из приложения к диплому. Это:

  • отметки по теоретическим предметам;
  • оценки за все виды практик;
  • баллы за курсовые работы;
  • результаты научно-исследовательской деятельности;
  • оценки за государственные экзамены;
  • балл за защиту дипломной работы.

Важный нюанс: отметки «зачтено» не участвуют в расчете среднего балла. Они подтверждают только факт освоения материала, но не влияют на общий показатель успеваемости.

Алгоритм подсчета среднего балла выглядит следующим образом:

  1. Каждая оценка умножается на соответствующий числовой эквивалент: пятерка — на 5 баллов, четверка — на 4 балла.
  2. Все полученные значения суммируются.
  3. Сумма делится на общее количество оценок.

Давайте рассмотрим это на конкретном примере. Предположим, в вашем дипломе 15 оценок: 8 пятерок и 7 четверок. Расчет будет выглядеть так:

  1. 8 пятерок × 5 баллов = 40 баллов
  2. 7 четверок × 4 балла = 28 баллов
  3. Общая сумма: 40 + 28 = 68 баллов
  4. Средний балл: 68 ÷ 15 = 4,53

В этом случае средний балл составит 4,53, что соответствует уровню «хорошо» с тенденцией к «отлично». Но для получения красного диплома важнее не средний балл, а процентное соотношение пятерок и четверок. В нашем примере доля пятерок составляет 53,3% (8 из 15), что недостаточно для диплома с отличием.

📖 Пример
Студент, обучающийся по программе бакалавриата, имеет в своем дипломе 32 оценки. Из них 24 — «отлично» и 8 — «хорошо». Его средний балл составляет 4,75, а процент пятерок — 75%. Этого достаточно для получения диплома с отличием при условии, что оценки за госэкзамены и дипломную работу — «отлично».

В российской системе образования средний балл обычно округляется до сотых. Однако в Болонской системе, которая используется для международного сопоставления образовательных результатов, учитываются даже сотые доли балла. Это особенно важно при поступлении в зарубежные учебные заведения или при трудоустройстве в международные компании.

Некоторые студенты ошибочно полагают, что для получения красного диплома достаточно иметь средний балл выше определенного порога, например, 4,75. На самом деле ключевое требование — это именно процент пятерок (не менее 75%) и отличные оценки по государственным аттестационным испытаниям, а не абсолютное значение среднего балла.

Возможность пересдачи оценок для улучшения результата

Когда приближается конец обучения, многие студенты начинают анализировать свои шансы на получение красного диплома. Если вы обнаружили, что количество четверок превышает допустимые 25%, возникает логичный вопрос: можно ли пересдать некоторые предметы, чтобы улучшить свой результат?

Ответ — да, можно, но с существенными ограничениями. Законодательство разрешает пересдавать только те предметы, которые не входят в перечень основных обязательных дисциплин. Это означает, что пересдаче подлежат:

  • факультативные дисциплины;
  • дополнительные курсы;
  • некоторые предметы по выбору.

При этом основные профильные дисциплины, по которым у вас уже есть положительные оценки, пересдавать нельзя. Это правило действует независимо от того, на какой форме обучения вы находитесь — очной, заочной или вечерней.

Процедура пересдачи начинается с подачи заявления на имя декана факультета. В нем необходимо указать:

  • ваши личные данные (ФИО, группа, специальность);
  • название предмета, который вы хотите пересдать;
  • текущую оценку по этому предмету;
  • причину, по которой вы хотите улучшить результат.

После рассмотрения заявления деканат принимает решение о возможности пересдачи. Если решение положительное, вам назначат дату и время, когда можно будет попытаться улучшить свой результат.

Важно знать, что оценку «удовлетворительно» обычно разрешают пересдавать только один раз. Если вы получили тройку и пересдали ее на четверку, то повторно пересдать этот же предмет на пятерку уже нельзя. А вот с пересдачей четверок на пятерки ситуация более гибкая — многие вузы допускают такую возможность по нескольким предметам.

В некоторых учебных заведениях существуют дополнительные ограничения для студентов, желающих пересдавать предметы для получения красного диплома. Например, не допускаются к пересдаче те, у кого более 10% пропусков по основным предметам, практикам и семинарам.

📖 Пример
Студентка юридического факультета имеет 28% четверок в зачетке. Для получения красного диплома ей нужно снизить этот показатель до 25%. Она подала заявление на пересдачу факультативного курса «История правовых учений» и дополнительного предмета «Юридическая психология». После успешной пересдачи этих дисциплин доля четверок в ее дипломе составила 24%, что позволило претендовать на красный диплом.

Еще один нюанс, о котором часто забывают, — равные права студентов-контрактников и бюджетников. Правила получения красного диплома и возможности пересдачи абсолютно одинаковы для всех студентов, независимо от формы финансирования их обучения.

Если вы сомневаетесь в том, какие предметы можно пересдавать в вашем конкретном случае, лучше проконсультироваться с работниками деканата. Они обладают всей необходимой информацией и смогут дать вам точный ответ с учетом специфики вашего учебного заведения и образовательной программы.

Подведем итоги

Получение красного диплома — цель, требующая серьезной подготовки и планирования на протяжении всего учебного процесса. Давайте вспомним основные правила и критерии, которые необходимо соблюдать для получения диплома с отличием:

  1. Главное требование — не более 25% четверок от общего количества оценок в приложении к диплому.
  2. Государственные экзамены и защита дипломной работы должны быть сданы исключительно на «отлично».
  3. Все виды практик, курсовые работы и профильные предметы также должны иметь оценку «отлично».
  4. Зачеты не учитываются при расчете доли пятерок, но должны быть полностью закрыты.
  5. Пересдача некоторых предметов возможна, но только для факультативных и дополнительных дисциплин, не входящих в основной учебный план.
  6. Правила едины для всех форм обучения — они одинаковы для очников и заочников, бюджетников и контрактников.

Важно понимать, что красный диплом — это не просто красивая корочка, а документ, подтверждающий высокий уровень подготовки специалиста. Многие работодатели обращают внимание на наличие диплома с отличием при приеме на работу, особенно когда речь идет о выпускниках без опыта работы.

Красный диплом также дает определенные преимущества при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а в некоторых случаях может стать решающим фактором при получении повышенной стипендии или гранта на обучение за рубежом.

Однако не стоит воспринимать отсутствие красного диплома как профессиональную трагедию. В современном мире работодатели все больше ценят практические навыки, опыт работы и личностные качества, нежели формальные показатели академической успеваемости.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость работы сразу в онлайн-калькуляторе

Это бесплатно и займет 1 минуту
11.03.2025
#Информационные статьи
226

Что сдавать после 9 и 11 класса на нефтяника

Узнайте, как поступить на нефтяника.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Кто такой нефтяник
  2. Что нужно сдавать
  3. Направления
  4. Период обучения
  5. Высшие учебные заведения для нефтяников
  6. Где можно выучиться на нефтяника после 9 класса
  7. Этапы поступления
  8. Плюсы и минусы работы нефтяником

На создание этой статьи у нашей команды ушло 24 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области трудоустройства и контент-менеджер.

Кто такой нефтяник

🤔 Определение
Нефтяник — это специалист, занимающийся добычей, переработкой и транспортировкой нефти и нефтепродуктов.

Его работа может включать в себя геологоразведку, эксплуатацию нефтяных месторождений, а также контроль за технологическими процессами на нефтяных платформах и заводах.

Для работы в этой сфере обычно требуется высшее образование в области нефтегазового дела, геологии, химии или смежных специальностей. Также существуют программы среднего профессионального образования (СПО) для получения рабочих профессий.

Зарплата нефтяников зависит от региона, уровня квалификации и опыта. В среднем, специалисты могут зарабатывать от 60 000 до 200 000 р. в месяц и выше, особенно на удаленных месторождениях.

Эта профессия требует высокой квалификации, физической выносливости и готовности к работе в сложных условиях.

Что нужно сдавать

Для поступления на нефтяника необходимо владеть следующими предметами:

  • Математика. Этот предмет является основой для всех инженерных специальностей, в том числе в нефтяной отрасли. Алгебра, геометрия и математический анализ помогут вам в расчётах параметров бурения и транспортировки нефти.
  • Физика. Понимание принципов работы механизмов и систем на нефтедобывающих станциях невозможно без физики. Особенно важно изучить механику жидкостей и газов.
  • Химия. Знание органической химии необходимо для понимания состава углеводородов и процессов переработки нефти.
  • Геология. Геологические знания помогут в поиске новых месторождений углеводородов и определении перспективных направлений поисковых работ.
  • Иностранный язык. Английский язык (или другой актуальный для вашего региона) важен для общения с зарубежными коллегами и изучения специализированной литературы.
  • ИТ-компетенции. Программирование и работа с программами типа CAD (Computer-Aided Design) для моделирования бурения и разработки месторождений также будут полезными навыками.

Таким образом, для успешного поступления и работы в нефтяной отрасли важно иметь хорошую подготовку по этим предметам.

Направления

Нефтегазовая отрасль остаётся одной из ключевых в мировой экономике, так как нефть и газ продолжают оставаться основными источниками энергии. Для тех, кто хочет связать свою карьеру с этой сферой, важно понимать, какие специальности здесь востребованы.

  • Геология и разведка. Геология — это основа нефтегазового дела. Геологи исследуют недра, анализируют горные породы и выявляют месторождения углеводородов. Если вам интересны природа и наука, и вы готовы к работе в полевых условиях, эта специализация может быть для вас.
  • Бурение. Бурение скважин — ключевой этап в добыче нефти и газа. Специалисты в этой области должны обладать хорошими инженерными знаниями и быть готовыми к работе в удалённых районах.
  • Работа на месторождениях. На месторождениях требуются специалисты разного профиля: от операторов оборудования до инженеров-нефтяников. Они контролируют процесс добычи, обеспечивают безопасность и эксплуатацию оборудования.
  • Транспортировка. Транспортировка углеводородов играет важную роль в нефтегазовом деле. Здесь востребованы специалисты по строительству трубопроводных систем, логисты и экспедиторы.
  • Переработка. Переработка нефти и газа в полезные продукты, такие как бензин или дизельное топливо, требует участия химиков-технологов и инженеров по автоматизации процессов.
  • Проектирование. Проектировщики разрабатывают новые заводы или модернизируют существующие объекты, чтобы повысить эффективность работы предприятий.
  • Управление рисками. Управление рисками включает защиту окружающей среды и предотвращение аварийных выбросов загрязняющих веществ.

Эти специальности обеспечивают непрерывное развитие и функционирование нефтегазовой отрасли, делая её одной из самых перспективных и значимых в мире.

Период обучения

Обучение на уровне бакалавра занимает 4 года. В этот период студенты изучают базовые курсы по математике, физике, химии и основам инженерных наук, что создаёт фундамент для дальнейшей работы в нефтегазовой отрасли.

После завершения бакалавриата можно продолжить обучение в магистратуре, что займёт ещё 2 года. Магистратура позволяет углубить знания и получить специализацию, например, в разведке или разработке нефтяных месторождений.

Таким образом, для полноценного освоения профессии в нефтегазовой сфере потребуется не менее 6 лет обучения.

Высшие учебные заведения для нефтяников

Для тех, кто хочет стать нефтяником, в России есть несколько престижных вузов, предлагающих качественное образование в этой сфере:

  • МГУ имени М. В. Ломоносова.
  • Санкт-Петербургский горный университет.
  • УГНТУ (Уфимский государственный нефтяной технический университет).
  • Тюменский индустриальный университет.

Средние проходные баллы на нефтяные специальности варьируются в зависимости от вуза, но обычно составляют около 185 баллов. Качество образования напрямую влияет на карьерные перспективы выпускников, поэтому ведущие компании всегда заинтересованы в привлечении лучших специалистов.

Где можно выучиться на нефтяника после 9 класса

После 9 класса в России можно начать обучение на нефтяника в различных профессиональных училищах, колледжах и техникумах. Эти учебные заведения предлагают программы, направленные на подготовку специалистов для работы в нефтегазовой отрасли:

  • Октябрьский нефтяной колледж имени С. И. Кувыкина.
  • Альметьевский политехнический техникум.
  • Газпром колледж Волгоград имени И. А. Матлашова.
  • Челябинский энергетический колледж имени С. М. Кирова.
  • Фроловский промышленно-экономический техникум.
  • Многопрофильный колледж профессионального образования.
  • Омский колледж транспортного строительства.
  • Ухтинский государственный технический университет.
  • Астраханский государственный политехнический техникум.
  • Отрадненский нефтяной техникум.

Выбор специализации зависит от ваших интересов. Если вас привлекает работа непосредственно на месторождении, то стоит рассмотреть рабочие специальности. А если вас интересуют проектные решения и более глубокие знания, то лучше продолжить обучение в вузе.

Этапы поступления

Чтобы поступить на нефтяника, нужно пройти несколько этапов:

  1. Выбор направления и учебного заведения. Важно учитывать репутацию учебного заведения, наличие нужных программ и уровень подготовки.
  2. Подготовка к экзаменам. В зависимости от выбранного направления, вам потребуется сдать экзамены по математике, физике, химии и, возможно, иностранному языку.
  3. Подготовка необходимых документов для поступления. В приемную комиссию необходимо предоставить аттестат о среднем образовании, результаты ЕГЭ, заявление и другие документы, требуемые учебным заведением.
  4. Подача документов. В сроки приема необходимо принести документы в приемную комиссию или подать заявление через госуслуги.
  5. Прохождение вступительных испытаний (если они предусмотрены вузом или колледжем). Некоторые вузы могут проводить дополнительные вступительные испытания, такие как собеседования или творческие конкурсы.
  6. Ожидание результатов. После сдачи экзаменов и подачи документов, остается только ждать результатов. Если вы успешно прошли конкурс, вас предложат к зачислению на выбранную программу.
  7. Начало обучения. После зачисления можно приступать к обучению, которое обычно длится 4–6 лет в зависимости от уровня образования.

Поступление на нефтяника требует серьезной подготовки и усердия, но это открывает путь к перспективной и востребованной профессии.

Плюсы и минусы работы нефтяником

Трудоустройство в нефтяной сфере традиционно считается престижным и прибыльным. Однако, как и любая другая профессия, оно имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы

  • Высокая заработная плата. Нефтяники, особенно в крупных компаниях, получают конкурентоспособные зарплаты, что делает эту профессию финансово привлекательной.
  • Перспективы карьерного роста. В нефтегазовой отрасли много возможностей для профессионального развития и продвижения по карьерной лестнице.
  • Стабильность. Нефтегазовая отрасль является одной из ключевых в экономике. Это обеспечивает сотрудникам стабильность и уверенность в будущем.
  • Интересные задачи. Работа нефтяника связана с решением сложных инженерных и технических задач.
  • Международные возможности. Многие компании работают на международном уровне. Это открывает возможности для работы за границей и участия в крупных проектах.

Минусы

  • Тяжелые условия труда. Работа на месторождениях часто связана с физическими нагрузками и суровыми климатическими условиями.
  • Удаленность от дома. Нефтяники часто работают в удаленных районах, что может означать длительное пребывание вдали от семьи и привычной среды.
  • Высокий уровень стресса. Работа в нефтегазовой отрасли может быть стрессовой из-за высокой ответственности и необходимости принимать важные решения.

Взвешивание этих плюсов и минусов поможет вам принять осознанное решение о выборе профессии нефтяника.

Срочные работы от 24 часов
image

Нужна услуга «инструкции»? Мы поможем с работой любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
11.03.2025
#Информационные статьи
226

Полный список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2025

Узнайте список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2025.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Особенности ЕГЭ по литературе: что нужно знать для успешной сдачи
  2. Русская литература второй половины 19 века: романы, пьесы, поэзия
  3. Литература Серебряного века и первой половины 20 века
  4. Советская литература: от военной прозы до диссидентов
  5. Современная литература и зарубежные авторы в списке ЕГЭ
  6. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 48 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по подготовке к ЕГЭ по литературе и контент-менеджер.

Особенности ЕГЭ по литературе: что нужно знать для успешной сдачи

При подготовке к ЕГЭ по литературе многие упускают ключевые моменты. Знание содержания произведений — это только фундамент. Экзамен проверяет умение работать с текстом на разных уровнях: от анализа конкретных эпизодов до понимания места произведения в историческом контексте.

Первая часть экзамена проверяет навыки детального анализа. В ней встречаются отрывки из произведений, выделенных курсивом в кодификаторе. Эти тексты нужно изучить особенно внимательно — они могут стать основой для тем сочинений во второй части.

Задания 6 и 11 позволяют привлекать дополнительные произведения из списка. При этом важно учитывать формулировку задания. Например, если нужно сравнить героев-бунтарей, подойдут «Отцы и дети» Тургенева или «Преступление и наказание» Достоевского. А для темы о роли природы в литературе можно обратиться к поэзии Фета или Тютчева.

🤔 Определение
Кодификатор — это документ, определяющий содержание и структуру контрольных измерительных материалов по каждому предмету ЕГЭ. В нем перечислены все произведения, термины и понятия, знание которых может проверяться на экзамене.

План подготовки к экзамену должен учитывать два направления:

  1. Последовательное изучение произведений с акцентом на тексты, выделенные курсивом: чтение, анализ сюжета, разбор системы персонажей, выявление ключевых тем и проблем.
  2. Параллельное освоение теоретической базы: знакомство с биографиями авторов, изучение исторического контекста, запоминание литературоведческих терминов.

Каждое произведение требует внимания к разным аспектам:

  • особенности композиции и сюжетные линии;
  • система образов и характеры персонажей;
  • художественные приемы и средства выразительности;
  • авторская позиция и способы ее выражения;
  • связь произведения с творческим методом автора

Русская литература второй половины 19 века: романы, пьесы, поэзия

Вторая половина 19 века стала эпохой расцвета русской литературы. В этот период созданы произведения, которые формируют ядро программы ЕГЭ. Большинство текстов из этого раздела выделены в кодификаторе курсивом. Это значит, что они могут стать основой для заданий первой части и тем сочинений.

📖 Пример
Роман «Преступление и наказание» Достоевского нужно знать детально. На экзамене может встретиться анализ сцены признания Раскольникова, разбор сна о лошади или диалогов с Порфирием Петровичем. Заранее продумайте позиции для сравнения с другими текстами: тему бунта можно сопоставить с «Отцами и детьми», тему нравственного падения и воскресения — с «Войной и миром».

Драматургия этого периода представлена в первую очередь пьесой А.Н. Островского «Гроза». При ее изучении обратите внимание на конфликт поколений, проблему женской судьбы и противостояние героини «темному царству». Знание критических статей (Добролюбова и Писарева) поможет глубже понять произведение и даст материал для сочинения.

Романы этого периода исследуют разные грани русской жизни:

  • «Обломов» И.А. Гончарова раскрывает тип национального характера через образ главного героя;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева осмысляет конфликт поколений и проблему нигилизма;
  • «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина использует сатиру и гротеск для критики российской действительности;
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского исследует границы человеческой свободы и нравственности;
  • «Что делать?» Н.Г. Чернышевского предлагает утопическую модель будущего устройства общества;
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого соединяет частные судьбы и исторические события.

Изучая роман «Война и мир», помните о его многоплановости. Толстой переплетает четыре сюжетные линии (семьи Болконских, Ростовых, Безуховых и Курагиных) с историческими событиями. При подготовке к экзамену выделите ключевые сцены: первый бал Наташи, Аустерлицкое сражение, встречу с Платоном Каратаевым, совет в Филях.

Проза Н.С. Лескова (рассказы и повести) также включена в кодификатор. Его произведения отличаются колоритными героями и вниманием к народной жизни.

Поэзия второй половины 19 века представлена несколькими направлениями:

  • гражданская лирика Н.А. Некрасова с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»;
  • философская лирика Ф.И. Тютчева с размышлениями о природе и космосе;
  • пейзажная и любовная лирика А.А. Фета с вниманием к мгновенным состояниям души;
  • исторические баллады и лирика А.К. Толстого.

При работе с поэтическими текстами уделите внимание не только содержанию, но и форме. Умение находить и комментировать тропы, фигуры речи, особенности ритма и рифмы будет полезно при выполнении заданий первой части экзамена.

Литература Серебряного века и первой половины 20 века

На рубеже 19–20 веков русская литература переживает период бурных изменений. Творчество А.П. Чехова становится мостом между классической традицией и новыми веяниями. Его рассказы и пьеса «Вишневый сад» часто встречаются в заданиях ЕГЭ.

Чеховские пьесы строятся на внутренних конфликтах героев, часто выраженных через подтекст. Драма строится иначе: герои часто не слышат друг друга, а важные события происходят за сценой. При подготовке к экзамену обратите внимание на подтекст, символические детали и «подводное течение».

Поэзия Серебряного века представлена в кодификаторе ЕГЭ множеством имен. Это время расцвета различных поэтических школ и направлений. В список входят:

  • символисты (К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, В.С. Соловьев, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский);
  • акмеисты (Н.С. Гумилев);
  • футуристы (В.В. Хлебников, И. Северянин);
  • поэты вне групп (М.А. Волошин).
✏ Заметка
При изучении поэзии Серебряного века полезно знать основные принципы каждого направления. Символисты искали «иные миры» за пределами реальности, акмеисты утверждали «земную» поэзию, футуристы разрушали языковые нормы и традиции.

Для первой половины 20 века характерно сосуществование разных художественных методов. Реализм развивается в прозе А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина. Параллельно формируется социалистический реализм в творчестве М. Горького, особенно в его пьесе «На дне» и романах.

Изучая прозу этого периода, обратите внимание на жанровое разнообразие:

  • психологические рассказы И.А. Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»);
  • романтические произведения А.И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся»);
  • экспрессионистские рассказы Л.Н. Андреева;
  • социальные рассказы и романы М. Горького.

Поэзия первой половины 20 века продолжает традиции Серебряного века и одновременно ищет новые пути. В списке ЕГЭ представлены:

  • А.А. Блок со стихотворениями и поэмой «Двенадцать»;
  • В.В. Маяковский со стихотворениями и поэмой «Облако в штанах»;
  • С.А. Есенин со стихотворениями и поэмой «Черный человек»;
  • М.И. Цветаева со стихотворениями;
  • О.Э. Мандельштам со стихотворениями;
  • А.А. Ахматова со стихотворениями и поэмой «Реквием».

Важное место в программе занимают романы этого периода:

  • «Мы» Е.И. Замятина — антиутопия, повлиявшая на мировую литературу;
  • «Как закалялась сталь» Н.А. Островского — роман воспитания в духе социалистического реализма;
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова — эпопея о судьбе казачества;
  • «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — произведения, соединяющие реализм с фантастикой.

При подготовке к ЕГЭ помните, что роман «Мастер и Маргарита» требует знания разных пластов текста: московские главы, ершалаимские главы и роман о Понтии Пилате. Обратите внимание на систему персонажей и мотивы, связывающие разные уровни повествования.

В список также входят произведения В.В. Набокова и А.П. Платонова. Их проза отличается языковым экспериментом и философской глубиной. Поэзия А.Т. Твардовского завершает этот раздел, связывая его с литературой о Великой Отечественной войне.

Советская литература: от военной прозы до диссидентов

Литература о Великой Отечественной войне занимает значительную часть кодификатора ЕГЭ. Это неудивительно: тема войны стала одной из центральных для нескольких поколений советских писателей. Авторы, представленные в списке, относятся к разным волнам военной прозы.

При подготовке к экзамену стоит различать произведения, написанные во время войны, сразу после нее и спустя десятилетия. Их характеризуют разные подходы к изображению военных событий. Если в прозе 1940-х годов преобладает героический пафос, то в «лейтенантской прозе» 1960-х и произведениях 1970–80-х годов на первый план выходит трагическое осмысление войны, внимание к судьбе отдельного человека.

В списке прозаиков, писавших о войне, представлены:

  • В.П. Астафьев с его повестью «Пастух и пастушка» и романом «Прокляты и убиты»;
  • Ю.В. Бондарев с повестями «Батальоны просят огня» и «Горячий снег»;
  • В.В. Быков с повестями «Сотников», «Обелиск», «Знак беды»;
  • Б.Л. Васильев с повестями «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»;
  • К.Д. Воробьев с повестями «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»;
  • В.Л. Кондратьев с повестью «Сашка»;
  • В.П. Некрасов с повестью «В окопах Сталинграда»;
  • Е.И. Носов с рассказами;
  • С.С. Смирнов с документальной книгой «Брестская крепость»;
  • В.О. Богомолов с повести «Иван» и романе «Момент истины».
🤔 Определение
«Лейтенантская проза» — направление в советской литературе 1960-х годов, представленное авторами, которые сами прошли войну в молодом возрасте в должностях младших офицеров и создали произведения, основанные на личном фронтовом опыте.

Поэзия военных лет представлена в кодификаторе ЕГЭ такими авторами как:

  • Ю.В. Друнина с пронзительными стихами о женщинах на войне;
  • М.В. Исаковский с песенной лирикой;
  • Ю.Д. Левитанский с философскими размышлениями о войне;
  • С.С. Орлов с яркими фронтовыми зарисовками;
  • Д.С. Самойлов с его сложной, интеллектуальной поэзией;
  • К.М. Симонов со знаменитым стихотворением «Жди меня»;
  • Б.А. Слуцкий с жесткими, реалистичными стихами.

Драматургия на военную тему представлена пьесами В.С. Розова и К.М. Симонова. Особое место занимает роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия» — история подпольной организации в оккупированном Краснодоне.

При изучении литературы второй половины 20 века обратите внимание на неоднородность этого периода. Важно понимать идеологический контекст: «оттепель» после смерти Сталина, «застой» брежневской эпохи, перестройка и публикация ранее запрещенных произведений.

В этом разделе в списке представлены:

  • Б.Л. Пастернак со стихотворениями и романом «Доктор Живаго»;
  • А.И. Солженицын с повестью «Один день Ивана Денисовича» и книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

Поэзия Пастернака требует внимательного чтения. В его стихах сочетаются сложность образов и философская глубина. Роман «Доктор Живаго» интересен не только основным повествованием, но и стихотворным циклом Юрия Живаго, который завершает произведение.

Проза Солженицына поднимает тему репрессий и лагерей. «Один день Ивана Денисовича» — первое произведение, опубликованное в СССР на эту тему (в журнале «Новый мир» в 1962 году). «Архипелаг ГУЛАГ» — масштабное документально-художественное исследование советской репрессивной системы.

При подготовке к экзамену помните, что тема памяти, исторической правды и нравственного выбора — ключевая для литературы этого периода. Она связывает произведения о войне и тексты о репрессиях, помогает понять их место в общем литературном процессе.

Современная литература и зарубежные авторы в списке ЕГЭ

Литература второй половины 20 — начала 21 века представлена в кодификаторе разнообразными именами и жанрами. Этот период интересен стиранием границ между официальной и неофициальной литературой, возвращением забытых имен и текстов.

Изучение этого раздела поможет набрать дополнительные баллы на экзамене. Многие выпускники пренебрегают современной литературой при подготовке, а зря — эти произведения часто становятся основой для сопоставительных заданий.

📖 Пример
В задании могут предложить сравнить образ природы в стихотворениях Фета и Рубцова или тему взаимоотношений поколений в прозе Тургенева и Распутина. Знание современных текстов даст вам преимущество.

Проза В.М. Шукшина, в которой часто встречаются персонажи-чудики, и деревенская проза В.Г. Распутина открывают список. Эти авторы исследуют нравственные проблемы, связанные с изменением традиционного уклада жизни, разрушением связи человека с природой и историческими корнями.

При подготовке к экзамену обратите внимание на ключевые произведения:

  • рассказы Шукшина «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!»;
  • повести Распутина «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

Поэзия этого периода представлена:

  • лирикой Н.М. Рубцова с его «тихой» поэзией о русской деревне;
  • интеллектуальной поэзией И.А. Бродского;
  • песенной поэзией В.С. Высоцкого.

Эти авторы продолжают традиции русской лирики, но каждый делает это по-своему. Стихи Рубцова часто сравнивают с поэзией Есенина, творчество Бродского связывают с наследием Мандельштама, а Высоцкий создал собственный жанр на стыке поэзии и народной песни.

Прочая проза этого периода включает множество авторов:

  • Ф.А. Абрамов с тетралогией «Братья и сестры»;
  • Ч.Т. Айтматов с повестями «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря»;
  • В.П. Аксенов с романами «Звездный билет», «Остров Крым»;
  • В.П. Астафьев с романом «Царь-рыба»;
  • В.И. Белов с повестями «Привычное дело», «Плотницкие рассказы»;
  • А.Г. Битов с романом «Пушкинский дом»;
  • А.Н. Варламов с романом «Затонувший ковчег»;
  • Г.Н. Владимов с повестью «Верный Руслан»;
  • В.С. Гроссман с романом «Жизнь и судьба»;
  • С.Д. Довлатов с циклами рассказов;
  • Ф.А. Искандер с романом «Сандро из Чегема»;
  • Ю.П. Казаков с рассказами;
  • В.С. Маканин с повестями и рассказами;
  • В.О. Пелевин с романами «Чапаев и Пустота», «Generation П»;
  • Захар Прилепин с романами «Санькя», «Обитель»;
  • В.А. Солоухин с «Владимирскими проселками»;
  • А.Н. и Б.Н. Стругацкие с повестями «Пикник на обочине», «Трудно быть богом»;
  • В.Ф. Тендряков с повестями «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»;
  • Ю.В. Трифонов с «московскими» повестями;
  • В.Т. Шаламов с «Колымскими рассказами».

Вряд ли вы успеете прочитать все эти произведения перед экзаменом. Сосредоточьтесь на 2–3 авторах, чьи тексты можно использовать для сопоставлений с классическими произведениями. Например, проза Шаламова перекликается с творчеством Солженицына, романы Пелевина развивают традиции сатиры Салтыкова-Щедрина, а проза Распутина связана с «деревенской» темой в русской литературе.

Современная поэзия представлена такими авторами как:

  • Б.А. Ахмадулина с ее изысканной лирикой;
  • Ю.И. Визбор с авторскими песнями;
  • А.А. Вознесенский с экспериментальной поэзией;
  • Е.А. Евтушенко с яркой публицистичностью;
  • Н.А. Заболоцкий с философской лирикой;
  • Т.Ю. Кибиров с иронической поэзией;
  • Ю.П. Кузнецов с мифопоэтическими образами;
  • А.С. Кушнер с «тихой» лирикой;
  • Л.Н. Мартынов с метафизической поэзией;
  • О.А. Николаева с духовными стихами;
  • Б.Ш. Окуджава с песенной лирикой;
  • Д.А. Пригов с концептуализмом;
  • Р.И. Рождественский с эстрадной поэзией;
  • Д.С. Самойлов с интеллектуальной лирикой;
  • О.А. Седакова с философскими стихами;
  • В.Н. Соколов с тонкой пейзажной лирикой;
  • А.А. Тарковский с его классической строгостью;
  • О.Г. Чухонцев с медитативной поэзией.

Драматургия второй половины 20 — начала 21 века представлена пьесами:

  • А.Н. Арбузова («Таня», «Иркутская история»);
  • А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота»);
  • А.М. Володина («Пять вечеров»);
  • Е.В. Гришковца («Как я съел собаку»);
  • К.В. Драгунской;
  • В.С. Розова («Вечно живые»);
  • М.М. Рощина («Валентин и Валентина»).

Многонациональная литература народов России включает:

  • Г. Айги с его чувашской поэзией;
  • Р. Гамзатова с аварскими стихами;
  • М. Джалиля с татарской поэзией;
  • М. Карима с башкирской прозой и поэзией;
  • Д. Кугультинова с калмыцкими стихами;
  • К. Кулиева с балкарской поэзией;
  • Ю. Рытхэу с чукотской прозой;
  • Г. Тукая с татарскими стихами;
  • К. Хетагурова с осетинской поэзией;
  • Ю. Шесталова с мансийской прозой.

Зарубежная литература второй половины 19–20 веков также включена в кодификатор ЕГЭ. Этот раздел редко становится основой для заданий первой части, но знание зарубежных текстов может пригодиться для сопоставлений.

В список входят произведения:

  • классиков реализма: Ч. Диккенса, Э. Золя, Г. де Мопассана, Г. Флобера;
  • писателей-модернистов и экзистенциалистов: Ф. Кафки, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя;
  • авторов антиутопий: Р. Брэдбери, У. Голдинга, Дж. Оруэлла, О. Хаксли;
  • нобелевских лауреатов: Г. Бёлля, Г.Г. Маркеса, У. Эко.

Зарубежная драматургия представлена пьесами:

  • Г. Гауптмана и Г. Ибсена с их социальной проблематикой;
  • Б. Брехта с «эпическим театром»;
  • представителей театра абсурда: Ф. Дюрренматта, Э. Ионеско;
  • символиста М. Метерлинка;
  • классиков английской драмы: Д. Пристли, О. Уайльда, Т. Уильямса, Б. Шоу.

Зарубежная поэзия включает:

  • французских символистов: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо;
  • бельгийского поэта Э. Верхарна;
  • французского авангардиста Г. Аполлинера;
  • испанского поэта Ф. Гарсиа Лорку;
  • австрийского лирика Р.М. Рильке;
  • англо-американского модерниста Т.С. Элиота.

При подготовке к экзамену помните, что знание произведений современной и зарубежной литературы создаст вам дополнительное преимущество в части сравнительного анализа. Эти тексты реже включаются в задания первой части, но часто бывают полезны для второй части экзамена, особенно для сопоставительных заданий.

Подведем итоги

Список литературы для ЕГЭ может показаться бесконечным, но при грамотном подходе подготовка станет более эффективной. Сосредоточьтесь в первую очередь на произведениях, выделенных в кодификаторе курсивом — именно они чаще всего становятся основой для заданий первой части и тем сочинений во второй части.

Для успешной сдачи экзамена разделите произведения на три группы:

  1. Первостепенной важности (курсивные тексты) — их нужно прочитать полностью, проанализировать каждую сюжетную линию, систему образов, композицию.
  2. Второстепенной важности (произведения, часто используемые для сопоставления) — их можно изучить в сокращенном варианте, но с акцентом на ключевые эпизоды и характеристики героев.
  3. Вспомогательные (используемые редко) — достаточно знать основную проблематику и место этих произведений в литературном процессе.

На экзамене особенно ценится умение выстраивать связи между разными произведениями, видеть общие темы и мотивы. Например, тема маленького человека объединяет произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. А тема войны проходит через творчество Толстого, Шолохова, Быкова, Астафьева.

При подготовке уделите внимание не только содержанию, но и форме произведений. Знание литературных приемов, особенностей композиции, специфики авторского стиля поможет набрать дополнительные баллы в заданиях на анализ текста.

Не забывайте о теоретико-литературных понятиях. Их знание необходимо для выполнения заданий обеих частей экзамена. Умение находить в тексте эпитеты, метафоры, аллитерации и другие средства выразительности — важный навык для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов
image

Повысим оригинальность вашей работы до 99%

Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять