11.03.2025
#Информационные статьи
239

Забирают ли студентов-заочников в армию в 2025 году

Узнайте, забирают ли студентов-заочников в армию.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы разберем вопрос об отсрочке от армии для студентов заочного отделения. Рассмотрим все законные способы получить освобождение от призыва и расскажем, как правильно оформить необходимые документы. Объясним, какие альтернативы существуют для тех, кто хочет совместить службу и учебу.

Содержание статьи
  1. Дается ли отсрочка от армии студентам заочной формы обучения
  2. Правовые основания освобождения заочников от призыва
  3. Порядок получения отсрочки для студентов-заочников
  4. Альтернативная гражданская служба вместо армии
  5. Можно ли совмещать заочное обучение со службой в армии
  6. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 40 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по военному праву и контент-менеджер.

Дается ли отсрочка от армии студентам заочной формы обучения

Федеральный закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регулирует вопросы призыва граждан на срочную службу. Пункт 2 статьи 24 этого закона устанавливает круг лиц, которые имеют право на отсрочку от армии. Студенты заочных отделений не входят в перечень граждан, которым положена отсрочка по учебе. Такое право закон дает только учащимся очных отделений вузов и колледжей.

🤔 Определение
Отсрочка от призыва на военную службу — это временное освобождение гражданина от исполнения воинской обязанности при наличии оснований, закрепленных в федеральном законодательстве.

Для студентов-заочников существуют иные пути получения отсрочки:

  • медицинские показания, подтвержденные военно-врачебной комиссией;
  • семейные обстоятельства, требующие постоянного присутствия призывника.

Отсрочка по медицинским показаниям предоставляется в следующих случаях:

При обращении в военкомат нужно помнить о сроках. Документы для оформления отсрочки следует подавать заранее, не дожидаясь получения повестки. Это позволит спокойно собрать все справки и избежать спешки при прохождении медицинского обследования.

Студенту-заочнику важно знать: если он ранее пользовался отсрочкой во время обучения в колледже или вузе по очной форме, то второй раз получить ее не получится. Закон разрешает использовать право на отсрочку по учебе только единожды.

Правовые основания освобождения заочников от призыва

Хотя само заочное обучение не дает права на отсрочку, законодательство предусматривает другие легальные способы отложить службу в армии. Эти возможности закреплены в том же Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Первое и наиболее распространенное основание — это состояние здоровья. Военно-врачебная комиссия может установить одну из категорий годности, которая повлияет на решение о призыве:

  • категория «Г» (временно не годен) — дает право на отсрочку на срок от 6 до 12 месяцев для прохождения лечения;
  • категория «В» (ограниченно годен) — полностью освобождает от срочной службы, но призывник зачисляется в запас;
  • категория «Д» (не годен) — полное освобождение от воинской обязанности без зачисления в запас.

Для получения отсрочки по здоровью необходимо представить медицинские документы, подтверждающие наличие заболеваний. Этот перечень содержит более 2000 заболеваний, распределенных по степени влияния на годность к военной службе.

Второе основание — семейные обстоятельства. Закон защищает права семьи и детей, поэтому предусматривает отсрочку для студентов-заочников в следующих случаях:

  1. Уход за близким родственником-инвалидом I группы, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону осуществлять такой уход.
  2. Наличие ребенка и беременной жены со сроком беременности более 22 недель.
  3. Опека над несовершеннолетними братом или сестрой при отсутствии других лиц, которые могли бы стать опекунами.
  4. Воспитание ребенка-инвалида до 3 лет.
  5. Наличие двух и более детей или статус отца-одиночки.

Важно понимать, что перечень оснований для отсрочки является исчерпывающим. Военкомат не вправе отказать в предоставлении отсрочки при наличии подтвержденных оснований, но и не может дать ее по причинам, не указанным в законе.

📖 Пример
Студент-заочник М. воспитывает двоих детей, младшему из которых 1 год. При прохождении призывной комиссии он предоставил свидетельства о рождении детей и справку о составе семьи. На основании п. 2 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ ему была предоставлена отсрочка от призыва до достижения младшим ребенком возраста 3 лет.

Каждое из вышеперечисленных оснований требует документального подтверждения. При оформлении отсрочки по семейным обстоятельствам нужно быть готовым к тому, что военкомат может запросить дополнительные справки или направить запросы в соответствующие органы для проверки предоставленной информации.

Порядок получения отсрочки для студентов-заочников

Получение отсрочки от армии для студента-заочника — процесс, требующий внимательного отношения к документам и соблюдения установленных процедур. Рассмотрим пошаговый алгоритм действий для каждого основания освобождения от призыва.

Отсрочка по состоянию здоровья

Если у вас есть заболевания, которые могут стать основанием для отсрочки, начните подготовку заранее. Военно-врачебная комиссия принимает решение на основе медицинских документов, которые вы предоставите.

Шаги для получения медицинской отсрочки:

1. Соберите медицинскую документацию, подтверждающую ваше заболевание. Это могут быть:

  • выписки из амбулаторной карты;
  • результаты обследований (МРТ, КТ, УЗИ);
  • заключения профильных специалистов;
  • справки о стационарном лечении.

2. Обратитесь в военкомат и заявите о наличии заболевания при первой явке на призывную комиссию.

3. Пройдите направленное военкоматом медицинское обследование.

4. Дождитесь решения военно-врачебной комиссии о присвоении категории годности.

Важный нюанс: не пытайтесь предоставлять фальшивые медицинские документы. За это предусмотрена уголовная ответственность по статье 327 УК РФ. Вместо этого лучше пройти полное обследование в гражданской клинике, которое выявит имеющиеся проблемы со здоровьем.

Отсрочка по семейным обстоятельствам

Для получения отсрочки по семейным обстоятельствам необходимо подготовить пакет документов, подтверждающих ваше право на освобождение от призыва:

  • Для ухода за родственником-инвалидом I группы: справка МСЭ об инвалидности, документы, подтверждающие родство, справка о составе семьи, заключение медицинской организации о нуждаемости в постоянном уходе.
  • Для отцов детей и беременных жен: свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке, справка о беременности жены с указанием срока.
  • Для опекунов: решение суда об установлении опеки, документы, подтверждающие отсутствие других лиц, способных осуществлять опеку.
  • Для отцов детей-инвалидов: свидетельство о рождении ребенка, справка МСЭ об инвалидности ребенка.
  • Для отцов двух и более детей: свидетельства о рождении всех детей, справка о составе семьи.

Процедура подачи документов единая для всех оснований:

  1. Подготовьте оригиналы и копии всех документов.
  2. Явитесь в военкомат по повестке или в установленные дни приема.
  3. Подайте заявление на отсрочку с приложением подтверждающих документов.
  4. Получите решение призывной комиссии о предоставлении отсрочки.
✏ Заметка
Решение о предоставлении отсрочки принимается коллегиально на заседании призывной комиссии. Если вы считаете, что ваше право на отсрочку нарушено, вы можете обжаловать решение в вышестоящую призывную комиссию или в суд в течение 3 месяцев с момента вынесения решения.

После получения отсрочки вам выдадут соответствующую отметку в удостоверении гражданина, подлежащего призыву. Это официальное подтверждение вашего права продолжать заочное обучение без риска быть призванным в армию на установленный срок.

Альтернативная гражданская служба вместо армии

Для студентов-заочников, которые не имеют оснований для отсрочки, но при этом не хотят прерывать обучение, законодательство предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы (АГС). Это законный способ заменить военную службу работой в гражданских учреждениях.

АГС регулируется отдельным Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Основные отличия АГС от военной службы — это гражданский характер работы и более длительный срок. Если срок обычной военной службы составляет 12 месяцев, то альтернативная служба длится 21 месяц.

Для получения права на АГС нужно соответствовать одному из критериев:

  • иметь убеждения или вероисповедание, противоречащие несению военной службы;
  • принадлежать к коренному малочисленному народу, вести традиционный образ жизни и заниматься традиционной хозяйственной деятельностью.

Процесс оформления АГС требует заблаговременной подготовки. Заявление в военкомат необходимо подать за 6 месяцев до начала призыва. В нем нужно указать причины, по которым вы не можете проходить военную службу с оружием в руках. К заявлению прилагаются:

  1. Автобиография с описанием ваших убеждений.
  2. Характеристика с места учебы.
  3. Документы, подтверждающие основания для замены военной службы (например, справка о принадлежности к религиозной организации).

После подачи заявления призывная комиссия рассматривает его и принимает решение о замене военной службы на альтернативную. Важно помнить, что само по себе желание продолжить обучение не является основанием для получения права на АГС.

Где проходят альтернативную службу студенты-заочники? Закон предусматривает следующие места для прохождения АГС:

  • организации социального обслуживания;
  • медицинские учреждения;
  • детские дошкольные учреждения;
  • коммунальные службы и предприятия;
  • почтовые отделения и другие организации связи.

Распределение на конкретное место службы производится Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). При этом учитываются образование и квалификация гражданина, но не его пожелания по месту прохождения службы.

Для студента заочной формы обучения АГС имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, такая служба дает возможность продолжать обучение — работодатель обязан предоставлять учебные отпуска в соответствии с Трудовым кодексом. С другой стороны, АГС длится почти в два раза дольше военной службы, и не всегда проходит по месту жительства.

📖 Пример
Студент-заочник юридического факультета был направлен на АГС в дом престарелых в качестве социального работника. Работодатель предоставил ему учебный отпуск для прохождения сессии, что позволило не прерывать обучение.

Если вы рассматриваете АГС как вариант, помните о сроках подачи заявления. Многие призывники упускают возможность альтернативной службы именно из-за нарушения процедурных требований.

Можно ли совмещать заочное обучение со службой в армии

Если у студента-заочника нет законных оснований для отсрочки, а альтернативная гражданская служба не подходит, встает вопрос о совмещении учебы и армии. Давайте разберемся, возможно ли это на практике и что нужно знать призывнику.

Для начала стоит понять: сам факт получения повестки не означает немедленное прекращение учебы. До момента отправки в войсковую часть вы можете продолжать заочное обучение. Важно правильно спланировать свои действия, если вы знаете, что рискуете попасть под призыв.

При получении повестки студент имеет право:

  • завершить текущую сессию, если она началась до даты явки в военкомат;
  • сдать экзамены досрочно, если это предусмотрено регламентом учебного заведения;
  • оформить академический отпуск на период службы в армии.

Академический отпуск — наиболее распространенное решение для студентов-заочников. Согласно Приказу Минобрнауки России от 13.06.2013 № 455, служба в армии является уважительной причиной для предоставления такого отпуска. Для его оформления необходимо подать заявление в деканат и приложить копию повестки о призыве.

✏ Заметка
В некоторых вузах существует практика досрочной сдачи сессии для призывников. Это не регламентировано на федеральном уровне, поэтому нужно заранее уточнить такую возможность в своем учебном заведении.

Во время прохождения военной службы учеба фактически приостанавливается. Распорядок дня военнослужащего строго регламентирован, и у него нет возможности полноценно готовиться к занятиям или сдавать экзамены. Однако это не означает, что время в армии потрачено впустую. Некоторые навыки, полученные при прохождении службы, могут быть полезны в дальнейшей учебе и карьере:

  • дисциплина и организованность;
  • умение работать в команде;
  • навыки быстрого принятия решений;
  • физическая подготовка.

После демобилизации вы имеете право восстановиться в учебном заведении. Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гражданин, призванный на военную службу в период обучения, при увольнении с военной службы имеет право продолжить образование с сохранением прежних условий обучения.

Порядок восстановления:

  1. Подайте заявление о выходе из академического отпуска в течение двух недель после демобилизации.
  2. Предоставьте военный билет с отметкой об окончании службы.
  3. Пройдите процедуру восстановления согласно внутреннему регламенту вуза.

При планировании своей учебы нужно учитывать важный нюанс: право на отсрочку от армии по обучению предоставляется только один раз. Если вы уже использовали отсрочку во время обучения в колледже или в вузе по очной форме, то при поступлении на заочное отделение вы не сможете получить ее повторно даже если переведетесь на очное отделение.

Что касается учебы во время службы, то некоторые военные части предоставляют военнослужащим доступ к компьютерам и интернету в свободное время. Теоретически это дает возможность работать с материалами дистанционных курсов, но практически такая возможность сильно ограничена и зависит от конкретного командира и условий службы.

Если вам все же приходится прервать обучение из-за призыва, не забывайте, что после службы вы будете иметь преимущества при поступлении в вуз. Согласно ч. 7 ст. 71 Федерального закона «Об образовании», ветераны боевых действий имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет бюджета.

Подведем итоги

Мы разобрали все возможные варианты для студентов-заочников, стоящих перед вопросом призыва в армию. Кратко резюмируем ключевые моменты:

  1. Студенты заочной формы обучения не имеют права на отсрочку от армии по основанию обучения в вузе. Такое право предоставляется только учащимся очных отделений.
  2. Существуют законные основания для освобождения от призыва, доступные заочникам:
    - медицинские показания: временная или постоянная непригодность к службе;
    - семейные обстоятельства: наличие детей, уход за инвалидом I группы.
  3. Оформление отсрочки требует подготовки соответствующих документов и своевременного их предоставления в военкомат.
  4. Альтернативная гражданская служба может стать компромиссным решением, позволяющим совмещать работу и учебу, но требует серьезных оснований и заблаговременной подачи заявления.
  5. При отсутствии оснований для отсрочки студенту-заочнику придется оформить академический отпуск на время службы с последующим восстановлением после демобилизации.
  6. Право на отсрочку по обучению можно использовать только один раз. Если вы уже получали отсрочку во время обучения в колледже или вузе по очной форме, повторное ее получение невозможно.

Важно помнить, что уклонение от призыва без законных оснований влечет административную или уголовную ответственность. Поэтому всегда следует действовать в правовом поле, используя предусмотренные законом варианты.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость работы сразу в онлайн-калькуляторе

Это бесплатно и займет 1 минуту
11.03.2025
#Информационные статьи
239

Полный список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2025

Узнайте список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2025.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Особенности ЕГЭ по литературе: что нужно знать для успешной сдачи
  2. Русская литература второй половины 19 века: романы, пьесы, поэзия
  3. Литература Серебряного века и первой половины 20 века
  4. Советская литература: от военной прозы до диссидентов
  5. Современная литература и зарубежные авторы в списке ЕГЭ
  6. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 48 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по подготовке к ЕГЭ по литературе и контент-менеджер.

Особенности ЕГЭ по литературе: что нужно знать для успешной сдачи

При подготовке к ЕГЭ по литературе многие упускают ключевые моменты. Знание содержания произведений — это только фундамент. Экзамен проверяет умение работать с текстом на разных уровнях: от анализа конкретных эпизодов до понимания места произведения в историческом контексте.

Первая часть экзамена проверяет навыки детального анализа. В ней встречаются отрывки из произведений, выделенных курсивом в кодификаторе. Эти тексты нужно изучить особенно внимательно — они могут стать основой для тем сочинений во второй части.

Задания 6 и 11 позволяют привлекать дополнительные произведения из списка. При этом важно учитывать формулировку задания. Например, если нужно сравнить героев-бунтарей, подойдут «Отцы и дети» Тургенева или «Преступление и наказание» Достоевского. А для темы о роли природы в литературе можно обратиться к поэзии Фета или Тютчева.

🤔 Определение
Кодификатор — это документ, определяющий содержание и структуру контрольных измерительных материалов по каждому предмету ЕГЭ. В нем перечислены все произведения, термины и понятия, знание которых может проверяться на экзамене.

План подготовки к экзамену должен учитывать два направления:

  1. Последовательное изучение произведений с акцентом на тексты, выделенные курсивом: чтение, анализ сюжета, разбор системы персонажей, выявление ключевых тем и проблем.
  2. Параллельное освоение теоретической базы: знакомство с биографиями авторов, изучение исторического контекста, запоминание литературоведческих терминов.

Каждое произведение требует внимания к разным аспектам:

  • особенности композиции и сюжетные линии;
  • система образов и характеры персонажей;
  • художественные приемы и средства выразительности;
  • авторская позиция и способы ее выражения;
  • связь произведения с творческим методом автора

Русская литература второй половины 19 века: романы, пьесы, поэзия

Вторая половина 19 века стала эпохой расцвета русской литературы. В этот период созданы произведения, которые формируют ядро программы ЕГЭ. Большинство текстов из этого раздела выделены в кодификаторе курсивом. Это значит, что они могут стать основой для заданий первой части и тем сочинений.

📖 Пример
Роман «Преступление и наказание» Достоевского нужно знать детально. На экзамене может встретиться анализ сцены признания Раскольникова, разбор сна о лошади или диалогов с Порфирием Петровичем. Заранее продумайте позиции для сравнения с другими текстами: тему бунта можно сопоставить с «Отцами и детьми», тему нравственного падения и воскресения — с «Войной и миром».

Драматургия этого периода представлена в первую очередь пьесой А.Н. Островского «Гроза». При ее изучении обратите внимание на конфликт поколений, проблему женской судьбы и противостояние героини «темному царству». Знание критических статей (Добролюбова и Писарева) поможет глубже понять произведение и даст материал для сочинения.

Романы этого периода исследуют разные грани русской жизни:

  • «Обломов» И.А. Гончарова раскрывает тип национального характера через образ главного героя;
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева осмысляет конфликт поколений и проблему нигилизма;
  • «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина использует сатиру и гротеск для критики российской действительности;
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского исследует границы человеческой свободы и нравственности;
  • «Что делать?» Н.Г. Чернышевского предлагает утопическую модель будущего устройства общества;
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого соединяет частные судьбы и исторические события.

Изучая роман «Война и мир», помните о его многоплановости. Толстой переплетает четыре сюжетные линии (семьи Болконских, Ростовых, Безуховых и Курагиных) с историческими событиями. При подготовке к экзамену выделите ключевые сцены: первый бал Наташи, Аустерлицкое сражение, встречу с Платоном Каратаевым, совет в Филях.

Проза Н.С. Лескова (рассказы и повести) также включена в кодификатор. Его произведения отличаются колоритными героями и вниманием к народной жизни.

Поэзия второй половины 19 века представлена несколькими направлениями:

  • гражданская лирика Н.А. Некрасова с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»;
  • философская лирика Ф.И. Тютчева с размышлениями о природе и космосе;
  • пейзажная и любовная лирика А.А. Фета с вниманием к мгновенным состояниям души;
  • исторические баллады и лирика А.К. Толстого.

При работе с поэтическими текстами уделите внимание не только содержанию, но и форме. Умение находить и комментировать тропы, фигуры речи, особенности ритма и рифмы будет полезно при выполнении заданий первой части экзамена.

Литература Серебряного века и первой половины 20 века

На рубеже 19–20 веков русская литература переживает период бурных изменений. Творчество А.П. Чехова становится мостом между классической традицией и новыми веяниями. Его рассказы и пьеса «Вишневый сад» часто встречаются в заданиях ЕГЭ.

Чеховские пьесы строятся на внутренних конфликтах героев, часто выраженных через подтекст. Драма строится иначе: герои часто не слышат друг друга, а важные события происходят за сценой. При подготовке к экзамену обратите внимание на подтекст, символические детали и «подводное течение».

Поэзия Серебряного века представлена в кодификаторе ЕГЭ множеством имен. Это время расцвета различных поэтических школ и направлений. В список входят:

  • символисты (К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, В.С. Соловьев, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский);
  • акмеисты (Н.С. Гумилев);
  • футуристы (В.В. Хлебников, И. Северянин);
  • поэты вне групп (М.А. Волошин).
✏ Заметка
При изучении поэзии Серебряного века полезно знать основные принципы каждого направления. Символисты искали «иные миры» за пределами реальности, акмеисты утверждали «земную» поэзию, футуристы разрушали языковые нормы и традиции.

Для первой половины 20 века характерно сосуществование разных художественных методов. Реализм развивается в прозе А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина. Параллельно формируется социалистический реализм в творчестве М. Горького, особенно в его пьесе «На дне» и романах.

Изучая прозу этого периода, обратите внимание на жанровое разнообразие:

  • психологические рассказы И.А. Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»);
  • романтические произведения А.И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся»);
  • экспрессионистские рассказы Л.Н. Андреева;
  • социальные рассказы и романы М. Горького.

Поэзия первой половины 20 века продолжает традиции Серебряного века и одновременно ищет новые пути. В списке ЕГЭ представлены:

  • А.А. Блок со стихотворениями и поэмой «Двенадцать»;
  • В.В. Маяковский со стихотворениями и поэмой «Облако в штанах»;
  • С.А. Есенин со стихотворениями и поэмой «Черный человек»;
  • М.И. Цветаева со стихотворениями;
  • О.Э. Мандельштам со стихотворениями;
  • А.А. Ахматова со стихотворениями и поэмой «Реквием».

Важное место в программе занимают романы этого периода:

  • «Мы» Е.И. Замятина — антиутопия, повлиявшая на мировую литературу;
  • «Как закалялась сталь» Н.А. Островского — роман воспитания в духе социалистического реализма;
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова — эпопея о судьбе казачества;
  • «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — произведения, соединяющие реализм с фантастикой.

При подготовке к ЕГЭ помните, что роман «Мастер и Маргарита» требует знания разных пластов текста: московские главы, ершалаимские главы и роман о Понтии Пилате. Обратите внимание на систему персонажей и мотивы, связывающие разные уровни повествования.

В список также входят произведения В.В. Набокова и А.П. Платонова. Их проза отличается языковым экспериментом и философской глубиной. Поэзия А.Т. Твардовского завершает этот раздел, связывая его с литературой о Великой Отечественной войне.

Советская литература: от военной прозы до диссидентов

Литература о Великой Отечественной войне занимает значительную часть кодификатора ЕГЭ. Это неудивительно: тема войны стала одной из центральных для нескольких поколений советских писателей. Авторы, представленные в списке, относятся к разным волнам военной прозы.

При подготовке к экзамену стоит различать произведения, написанные во время войны, сразу после нее и спустя десятилетия. Их характеризуют разные подходы к изображению военных событий. Если в прозе 1940-х годов преобладает героический пафос, то в «лейтенантской прозе» 1960-х и произведениях 1970–80-х годов на первый план выходит трагическое осмысление войны, внимание к судьбе отдельного человека.

В списке прозаиков, писавших о войне, представлены:

  • В.П. Астафьев с его повестью «Пастух и пастушка» и романом «Прокляты и убиты»;
  • Ю.В. Бондарев с повестями «Батальоны просят огня» и «Горячий снег»;
  • В.В. Быков с повестями «Сотников», «Обелиск», «Знак беды»;
  • Б.Л. Васильев с повестями «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»;
  • К.Д. Воробьев с повестями «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»;
  • В.Л. Кондратьев с повестью «Сашка»;
  • В.П. Некрасов с повестью «В окопах Сталинграда»;
  • Е.И. Носов с рассказами;
  • С.С. Смирнов с документальной книгой «Брестская крепость»;
  • В.О. Богомолов с повести «Иван» и романе «Момент истины».
🤔 Определение
«Лейтенантская проза» — направление в советской литературе 1960-х годов, представленное авторами, которые сами прошли войну в молодом возрасте в должностях младших офицеров и создали произведения, основанные на личном фронтовом опыте.

Поэзия военных лет представлена в кодификаторе ЕГЭ такими авторами как:

  • Ю.В. Друнина с пронзительными стихами о женщинах на войне;
  • М.В. Исаковский с песенной лирикой;
  • Ю.Д. Левитанский с философскими размышлениями о войне;
  • С.С. Орлов с яркими фронтовыми зарисовками;
  • Д.С. Самойлов с его сложной, интеллектуальной поэзией;
  • К.М. Симонов со знаменитым стихотворением «Жди меня»;
  • Б.А. Слуцкий с жесткими, реалистичными стихами.

Драматургия на военную тему представлена пьесами В.С. Розова и К.М. Симонова. Особое место занимает роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия» — история подпольной организации в оккупированном Краснодоне.

При изучении литературы второй половины 20 века обратите внимание на неоднородность этого периода. Важно понимать идеологический контекст: «оттепель» после смерти Сталина, «застой» брежневской эпохи, перестройка и публикация ранее запрещенных произведений.

В этом разделе в списке представлены:

  • Б.Л. Пастернак со стихотворениями и романом «Доктор Живаго»;
  • А.И. Солженицын с повестью «Один день Ивана Денисовича» и книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

Поэзия Пастернака требует внимательного чтения. В его стихах сочетаются сложность образов и философская глубина. Роман «Доктор Живаго» интересен не только основным повествованием, но и стихотворным циклом Юрия Живаго, который завершает произведение.

Проза Солженицына поднимает тему репрессий и лагерей. «Один день Ивана Денисовича» — первое произведение, опубликованное в СССР на эту тему (в журнале «Новый мир» в 1962 году). «Архипелаг ГУЛАГ» — масштабное документально-художественное исследование советской репрессивной системы.

При подготовке к экзамену помните, что тема памяти, исторической правды и нравственного выбора — ключевая для литературы этого периода. Она связывает произведения о войне и тексты о репрессиях, помогает понять их место в общем литературном процессе.

Современная литература и зарубежные авторы в списке ЕГЭ

Литература второй половины 20 — начала 21 века представлена в кодификаторе разнообразными именами и жанрами. Этот период интересен стиранием границ между официальной и неофициальной литературой, возвращением забытых имен и текстов.

Изучение этого раздела поможет набрать дополнительные баллы на экзамене. Многие выпускники пренебрегают современной литературой при подготовке, а зря — эти произведения часто становятся основой для сопоставительных заданий.

📖 Пример
В задании могут предложить сравнить образ природы в стихотворениях Фета и Рубцова или тему взаимоотношений поколений в прозе Тургенева и Распутина. Знание современных текстов даст вам преимущество.

Проза В.М. Шукшина, в которой часто встречаются персонажи-чудики, и деревенская проза В.Г. Распутина открывают список. Эти авторы исследуют нравственные проблемы, связанные с изменением традиционного уклада жизни, разрушением связи человека с природой и историческими корнями.

При подготовке к экзамену обратите внимание на ключевые произведения:

  • рассказы Шукшина «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!»;
  • повести Распутина «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

Поэзия этого периода представлена:

  • лирикой Н.М. Рубцова с его «тихой» поэзией о русской деревне;
  • интеллектуальной поэзией И.А. Бродского;
  • песенной поэзией В.С. Высоцкого.

Эти авторы продолжают традиции русской лирики, но каждый делает это по-своему. Стихи Рубцова часто сравнивают с поэзией Есенина, творчество Бродского связывают с наследием Мандельштама, а Высоцкий создал собственный жанр на стыке поэзии и народной песни.

Прочая проза этого периода включает множество авторов:

  • Ф.А. Абрамов с тетралогией «Братья и сестры»;
  • Ч.Т. Айтматов с повестями «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря»;
  • В.П. Аксенов с романами «Звездный билет», «Остров Крым»;
  • В.П. Астафьев с романом «Царь-рыба»;
  • В.И. Белов с повестями «Привычное дело», «Плотницкие рассказы»;
  • А.Г. Битов с романом «Пушкинский дом»;
  • А.Н. Варламов с романом «Затонувший ковчег»;
  • Г.Н. Владимов с повестью «Верный Руслан»;
  • В.С. Гроссман с романом «Жизнь и судьба»;
  • С.Д. Довлатов с циклами рассказов;
  • Ф.А. Искандер с романом «Сандро из Чегема»;
  • Ю.П. Казаков с рассказами;
  • В.С. Маканин с повестями и рассказами;
  • В.О. Пелевин с романами «Чапаев и Пустота», «Generation П»;
  • Захар Прилепин с романами «Санькя», «Обитель»;
  • В.А. Солоухин с «Владимирскими проселками»;
  • А.Н. и Б.Н. Стругацкие с повестями «Пикник на обочине», «Трудно быть богом»;
  • В.Ф. Тендряков с повестями «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»;
  • Ю.В. Трифонов с «московскими» повестями;
  • В.Т. Шаламов с «Колымскими рассказами».

Вряд ли вы успеете прочитать все эти произведения перед экзаменом. Сосредоточьтесь на 2–3 авторах, чьи тексты можно использовать для сопоставлений с классическими произведениями. Например, проза Шаламова перекликается с творчеством Солженицына, романы Пелевина развивают традиции сатиры Салтыкова-Щедрина, а проза Распутина связана с «деревенской» темой в русской литературе.

Современная поэзия представлена такими авторами как:

  • Б.А. Ахмадулина с ее изысканной лирикой;
  • Ю.И. Визбор с авторскими песнями;
  • А.А. Вознесенский с экспериментальной поэзией;
  • Е.А. Евтушенко с яркой публицистичностью;
  • Н.А. Заболоцкий с философской лирикой;
  • Т.Ю. Кибиров с иронической поэзией;
  • Ю.П. Кузнецов с мифопоэтическими образами;
  • А.С. Кушнер с «тихой» лирикой;
  • Л.Н. Мартынов с метафизической поэзией;
  • О.А. Николаева с духовными стихами;
  • Б.Ш. Окуджава с песенной лирикой;
  • Д.А. Пригов с концептуализмом;
  • Р.И. Рождественский с эстрадной поэзией;
  • Д.С. Самойлов с интеллектуальной лирикой;
  • О.А. Седакова с философскими стихами;
  • В.Н. Соколов с тонкой пейзажной лирикой;
  • А.А. Тарковский с его классической строгостью;
  • О.Г. Чухонцев с медитативной поэзией.

Драматургия второй половины 20 — начала 21 века представлена пьесами:

  • А.Н. Арбузова («Таня», «Иркутская история»);
  • А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота»);
  • А.М. Володина («Пять вечеров»);
  • Е.В. Гришковца («Как я съел собаку»);
  • К.В. Драгунской;
  • В.С. Розова («Вечно живые»);
  • М.М. Рощина («Валентин и Валентина»).

Многонациональная литература народов России включает:

  • Г. Айги с его чувашской поэзией;
  • Р. Гамзатова с аварскими стихами;
  • М. Джалиля с татарской поэзией;
  • М. Карима с башкирской прозой и поэзией;
  • Д. Кугультинова с калмыцкими стихами;
  • К. Кулиева с балкарской поэзией;
  • Ю. Рытхэу с чукотской прозой;
  • Г. Тукая с татарскими стихами;
  • К. Хетагурова с осетинской поэзией;
  • Ю. Шесталова с мансийской прозой.

Зарубежная литература второй половины 19–20 веков также включена в кодификатор ЕГЭ. Этот раздел редко становится основой для заданий первой части, но знание зарубежных текстов может пригодиться для сопоставлений.

В список входят произведения:

  • классиков реализма: Ч. Диккенса, Э. Золя, Г. де Мопассана, Г. Флобера;
  • писателей-модернистов и экзистенциалистов: Ф. Кафки, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя;
  • авторов антиутопий: Р. Брэдбери, У. Голдинга, Дж. Оруэлла, О. Хаксли;
  • нобелевских лауреатов: Г. Бёлля, Г.Г. Маркеса, У. Эко.

Зарубежная драматургия представлена пьесами:

  • Г. Гауптмана и Г. Ибсена с их социальной проблематикой;
  • Б. Брехта с «эпическим театром»;
  • представителей театра абсурда: Ф. Дюрренматта, Э. Ионеско;
  • символиста М. Метерлинка;
  • классиков английской драмы: Д. Пристли, О. Уайльда, Т. Уильямса, Б. Шоу.

Зарубежная поэзия включает:

  • французских символистов: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо;
  • бельгийского поэта Э. Верхарна;
  • французского авангардиста Г. Аполлинера;
  • испанского поэта Ф. Гарсиа Лорку;
  • австрийского лирика Р.М. Рильке;
  • англо-американского модерниста Т.С. Элиота.

При подготовке к экзамену помните, что знание произведений современной и зарубежной литературы создаст вам дополнительное преимущество в части сравнительного анализа. Эти тексты реже включаются в задания первой части, но часто бывают полезны для второй части экзамена, особенно для сопоставительных заданий.

Подведем итоги

Список литературы для ЕГЭ может показаться бесконечным, но при грамотном подходе подготовка станет более эффективной. Сосредоточьтесь в первую очередь на произведениях, выделенных в кодификаторе курсивом — именно они чаще всего становятся основой для заданий первой части и тем сочинений во второй части.

Для успешной сдачи экзамена разделите произведения на три группы:

  1. Первостепенной важности (курсивные тексты) — их нужно прочитать полностью, проанализировать каждую сюжетную линию, систему образов, композицию.
  2. Второстепенной важности (произведения, часто используемые для сопоставления) — их можно изучить в сокращенном варианте, но с акцентом на ключевые эпизоды и характеристики героев.
  3. Вспомогательные (используемые редко) — достаточно знать основную проблематику и место этих произведений в литературном процессе.

На экзамене особенно ценится умение выстраивать связи между разными произведениями, видеть общие темы и мотивы. Например, тема маленького человека объединяет произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. А тема войны проходит через творчество Толстого, Шолохова, Быкова, Астафьева.

При подготовке уделите внимание не только содержанию, но и форме произведений. Знание литературных приемов, особенностей композиции, специфики авторского стиля поможет набрать дополнительные баллы в заданиях на анализ текста.

Не забывайте о теоретико-литературных понятиях. Их знание необходимо для выполнения заданий обеих частей экзамена. Умение находить в тексте эпитеты, метафоры, аллитерации и другие средства выразительности — важный навык для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Срочные работы от 24 часов
image

Нужна услуга «инструкции»? Мы поможем с работой любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
11.03.2025
#Информационные статьи
239

Как поступить на журналиста после 9 класса: пошаговое руководство

Узнайте, как поступить на журналиста после 9 класса.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Профессиональные навыки современного журналиста
  2. Предметы и экзамены для поступления на журналиста после 9 класса
  3. Пошаговый план поступления на журналиста после 9 класса в 2025 году
  4. Перспективные направления журналистики в 2025 году
  5. Возможности карьерного роста после окончания колледжа по направлению журналистика
  6. Подведем итоги

На создание этой статьи у нашей команды ушло 40 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по медиаобразованию и контент-менеджер.

Профессиональные навыки современного журналиста

Работа журналиста в 2025 году требует владения целым комплексом инструментов и методов. Начинающим специалистам стоит сразу понять: одного умения писать тексты уже недостаточно. Современная журналистика — это сочетание классических методов работы с информацией и новых цифровых технологий.

Исследовательские навыки журналиста включают:

  • работу с первоисточниками, архивами и документами для проверки достоверности информации;
  • использование специализированных баз данных и инструментов fact-checking для подтверждения фактов;
  • проведение глубинных интервью с экспертами и очевидцами событий;
  • анализ информации из социальных сетей и мессенджеров для поиска инфоповодов.

Технические компетенции, без которых сегодня не обойтись:

  • создание и обработка фото- и видеоматериалов на профессиональном оборудовании;
  • базовые навыки монтажа в современных редакторах;
  • понимание принципов SEO-оптимизации текстов;
  • работа с системами управления контентом (CMS).
📖 Пример
В 2025 году журналист может получить эксклюзивный материал, не выходя из редакции. Для этого он использует открытые базы данных, анализирует посты в социальных сетях, проводит онлайн-интервью через видеосвязь и верифицирует информацию с помощью специальных сервисов.

В работе журналиста критически важны социальные навыки. Умение выстраивать доверительные отношения с источниками информации часто определяет успех материала. При этом журналист должен сохранять независимость суждений и объективность в оценке событий.

Этические стандарты профессии остаются неизменными. Журналист работает с подтвержденными данными, уважает право на частную жизнь и интеллектуальную собственность. В эпоху фейковых новостей способность отделять факты от домыслов становится ключевым профессиональным навыком.

Карьерный рост в журналистике напрямую связан с постоянным развитием навыков. Успешные журналисты регулярно осваивают новые форматы подачи материала, изучают инструменты анализа данных и следят за изменениями в медиасфере.

Предметы и экзамены для поступления на журналиста после 9 класса

Выбор экзаменов для поступления на журналистику после 9 класса определяет будущую траекторию обучения. Каждый предмет развивает конкретные навыки, которые пригодятся в профессии.

Ключевые предметы для сдачи при поступлении:

  • Русский язык — проверка грамотности письма и умения структурировать тексты. На экзамене предстоит показать знание правил орфографии, пунктуации и стилистики.
  • Литература — оценка способности анализировать тексты разных жанров, понимать авторский замысел, формулировать собственные мысли.
  • История — проверка знания ключевых событий, умения видеть причинно-следственные связи, понимать контекст современных процессов.
  • Иностранный язык — демонстрация навыков работы с зарубежными источниками информации и способности к межкультурной коммуникации.
🤔 Определение
Творческий конкурс — это дополнительное вступительное испытание, которое проводят факультеты журналистики для оценки профессиональных склонностей абитуриента. Включает написание текста на заданную тему, собеседование и анализ портфолио публикаций.

При подготовке к творческому конкурсу стоит обратить внимание на следующие аспекты:

  • умение быстро ориентироваться в информационном потоке и выделять главное;
  • способность вести диалог, задавать точные вопросы и внимательно слушать;
  • навыки создания текстов разных жанров — от новостных заметок до развернутых интервью;
  • понимание принципов работы современных медиа и основных тенденций в журналистике;
  • наличие опыта публикаций в школьных или районных СМИ.

Портфолио может включать разные материалы, созданные во время учебы в школе. Это публикации в школьной газете, посты в социальных сетях, видеорепортажи, интервью. Важно показать разнообразие форматов и тем, с которыми вы уже работали.

Сочетание хорошей подготовки по основным предметам с развитыми коммуникативными навыками значительно повышает шансы на поступление. При выборе учебного заведения стоит заранее уточнить полный список вступительных испытаний, так как требования могут различаться в разных колледжах.

Пошаговый план поступления на журналиста после 9 класса в 2025 году

Путь в журналистику после 9 класса имеет свои особенности. В 2025 году абитуриентам нужно действовать по четкому алгоритму, чтобы повысить шансы на поступление в желаемое учебное заведение.

Первый этап — выбор подходящего колледжа или техникума. При выборе обращайте внимание на:

  • наличие специальности «Журналистика» или смежных направлений вроде «Издательское дело», «Реклама», «Связи с общественностью»;
  • рейтинг учебного заведения и отзывы выпускников;
  • преподавательский состав и техническое оснащение;
  • возможности для практики во время обучения.

Колледжи значительно различаются по условиям приема и обучения. Одни требуют портфолио работ, другие проводят собственные вступительные испытания помимо результатов ОГЭ.

✏ Заметка
Некоторые колледжи заключают договоры с местными СМИ, где студенты могут проходить практику с первого курса. Такая возможность дает преимущество при трудоустройстве после выпуска.

Чтобы успешно пройти вступительные испытания, нужно:

  • изучить требования конкретного учебного заведения к проходному баллу ОГЭ;
  • подготовить портфолио публикаций, если они есть;
  • пройти пробное собеседование или тестирование, если такая возможность предоставляется колледжем;
  • собрать все необходимые документы заранее, не откладывая на последний день.

Развитие практических навыков — ключевой элемент подготовки к поступлению. Независимо от того, в какой колледж вы планируете поступать, полезно:

  • писать для школьной газеты или интернет-ресурса;
  • вести блог в социальных сетях на интересующие вас темы;
  • участвовать в журналистских конкурсах для школьников;
  • посещать мастер-классы действующих журналистов;
  • проходить онлайн-курсы по различным аспектам журналистики.

Дополнительные образовательные возможности расширяют кругозор и дают преимущество при поступлении. Сейчас доступно множество вариантов:

  • школы юных журналистов при вузах;
  • курсы медиаграмотности;
  • мастер-классы и воркшопы в библиотеках и культурных центрах;
  • летние медиашколы.

Упорство и целеустремленность помогут преодолеть трудности на пути к профессии. Не бойтесь пробовать разные форматы и жанры, искать свой стиль. Такой подход поможет не только при поступлении, но и в будущей карьере.

Перспективные направления журналистики в 2025 году

Медиаландшафт постоянно меняется, заставляя журналистов осваивать новые форматы и подходы к работе. В 2025 году несколько направлений журналистики показывают наибольший потенциал для профессионального роста и развития.

Расследовательская журналистика переживает второе рождение. Этот формат требует особых навыков:

  • умения работать с документами и анализировать большие массивы информации;
  • выстраивания защищенных каналов связи с информаторами;
  • знания основ юриспруденции и бухгалтерского учета;
  • навыков проверки фактов через несколько независимых источников.
📖 Пример
Журналистские расследования помогли раскрыть множество коррупционных схем, экологических нарушений и случаев злоупотребления властью. Их ценность для общества трудно переоценить, что делает это направление важным, несмотря на сложности и риски.

Дата-журналистика объединяет традиционный журналистский подход с анализом данных. Журналисты в этой области:

  • используют программы для обработки и визуализации больших объемов информации;
  • превращают сухие цифры в понятные истории с человеческим измерением;
  • создают интерактивные материалы, где читатель может сам исследовать данные.

Социальные медиа стали полноценной площадкой для журналистской работы. ВКонтакте, Telegram и другие платформы превратились из каналов распространения в самостоятельные медиа со своими форматами и аудиторией. Журналисты адаптируют контент под особенности каждой платформы, создают комьюнити вокруг своих проектов и вовлекают аудиторию в сбор информации.

Видеоблогинг привлекает многих начинающих журналистов. Многие блогеры демонстрируют, что этот формат может быть не менее влиятельным, чем традиционные СМИ. Они проводят глубокие интервью с экспертами и знаменитостями, обсуждают общественно значимые темы и создают вирусный контент.

Особенности работы в видеоблогинге:

  • необходимость освоения технических аспектов производства видео;
  • построение личного бренда как часть профессиональной стратегии;
  • прямое взаимодействие с аудиторией через комментарии и обратную связь;
  • сочетание журналистских стандартов с развлекательными элементами.

Современный журналист часто работает на стыке нескольких направлений, объединяя традиционные и новаторские подходы. Например, материал может начинаться с анализа данных, включать элементы расследования и распространяться через социальные сети с видеодополнениями.

Такая многозадачность требует постоянного обучения и расширения набора навыков. Выпускники журналистских отделений колледжей имеют преимущество, если во время учебы знакомятся с передовыми практиками и осваивают новые инструменты.

Возможности карьерного роста после окончания колледжа по направлению журналистика

Получение диплома колледжа — это только начало профессионального пути в журналистике. Выпускники среднего специального образования по направлению «Журналистика» имеют несколько вариантов дальнейшего развития карьеры.

Варианты продолжения образования в ведущих вузах:

  • Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова предлагает программы бакалавриата с разными профилями подготовки. Здесь можно специализироваться на международной журналистике, телевидении, интернет-СМИ или других направлениях.
  • Отделение медиа НИУ ВШЭ известно своим инновационным подходом к образованию. Студенты могут выбирать между различными образовательными треками и получать практические навыки в учебных медиа.
  • Факультет журналистики СПбГУ сочетает классические традиции с современными подходами к медиаобразованию.

🤔 Определение

Образовательный трек — это специализированная программа обучения внутри основного направления, которая позволяет студенту углубленно изучать определенную сферу медиа, например фотожурналистику, спортивную журналистику или работу с данными

Поступление в вуз после колледжа имеет свои особенности. Многие университеты предлагают выпускникам профильных колледжей льготные условия поступления или возможность обучения по сокращенной программе. Также можно поступить не только на бакалавриат, но и сразу в магистратуру по смежной специальности, если у вас уже есть опыт работы в медиа.

Преимущества высшего образования для выпускника колледжа:

  • углубление теоретических знаний о медиасфере и коммуникациях;
  • доступ к более широкой сети профессиональных контактов;
  • возможность стажировок в крупных федеральных СМИ;
  • получение международного опыта через программы обмена студентами;
  • развитие исследовательских навыков, необходимых для аналитической журналистики.

Выпускники журналистских отделений колледжей успешно работают в различных секторах медиаиндустрии. Традиционно они начинают с позиций корреспондентов или редакторов в печатных изданиях, на радио, телевидении. В последние годы все больше выпускников выбирают работу в цифровых медиа, где чаще появляются новые вакансии.

Сферы применения журналистского образования:

  • новостные агентства и информационные порталы;
  • телевизионные и радиостанции регионального и федерального уровня;
  • печатные издания различной тематической направленности;
  • контент-отделы коммерческих компаний и государственных структур;
  • PR-агентства и отделы по связям с общественностью;
  • GR-структуры (Government Relations — взаимодействие с органами власти);
  • блогинг и ведение социальных медиа.

Выпускники журналистских специальностей часто находят себя в смежных областях, требующих схожих навыков: копирайтинг, редактирование, маркетинг, работа с социальными сетями. Это расширяет спектр возможностей на рынке труда и позволяет адаптироваться к изменениям в медиаиндустрии.

Образование в сфере журналистики дает навыки, востребованные практически в любой профессиональной области. Умение находить информацию, анализировать ее и представлять в понятной форме ценится работодателями во многих секторах экономики. Поэтому выпускники журналистских отделений колледжей имеют широкие возможности для самореализации и развития карьеры.

Подведем итоги

Путь в журналистику после 9 класса — это возможность раньше начать осваивать профессию и получить ценный практический опыт. Мы рассмотрели ключевые аспекты поступления и обучения в этой сфере.

Навыки современного журналиста выходят далеко за рамки умения писать тексты. Помимо владения словом необходимо освоить исследовательские методы работы с информацией, технические компетенции и этические принципы профессии.

Для поступления на журналистику после 9 класса нужно сдать ряд предметов, среди которых русский язык, литература, история и иностранный язык. Особое внимание стоит уделить подготовке к творческим конкурсам, которые часто решают судьбу поступления.

Пошаговый план поступления включает выбор подходящего колледжа, подготовку к экзаменам, формирование портфолио и развитие практических навыков через работу в школьных медиа, стажировки и дополнительное образование.

В 2025 году наиболее перспективными направлениями журналистики являются расследовательская журналистика, дата-журналистика, работа в социальных медиа и видеоблогинг. Умение сочетать традиционные подходы с новыми форматами становится ключевым конкурентным преимуществом.

После окончания колледжа выпускники могут продолжить образование в ведущих вузах страны или начать работу в различных медиа. Журналистское образование дает универсальные навыки, востребованные во многих профессиональных областях.

Выбирая путь в журналистику, помните: профессия требует постоянного самообразования, критического мышления и искреннего интереса к происходящему вокруг. Только тогда она принесет не только средства к существованию, но и настоящее профессиональное удовлетворение.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов
image

Повысим оригинальность вашей работы до 99%

Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять