Рады, что вам понравилась статья 😊

Куда пойти учиться? Этим вопросом рано или поздно обязательно задаются люди, молодые и не очень, которые хотят получить высшее образование. Возможностей для такого обучения много, и вариантов разных тоже хватает. Какой из них выбрать? Чем один вуз лучше другого? Попробуем разобраться вместе.
Этим вопросом рано или поздно обязательно задаются люди, молодые и не очень, которые хотят получить высшее образование. Возможностей для такого обучения много, и вариантов разных тоже хватает. Какой из них выбрать? Чем один вуз лучше другого? Попробуем разобраться вместе.
Самое начало этого процесса должно лежать еще во времени школьной скамьи. Уже тогда необходимо думать об этом вопросе, анализировать свои склонности, способности и прислушиваться к своим желаниям. Впрочем, и рациональный голос разума не стоит заглушать полностью. Когда направление будущего образования прорисовалось более четко, стоит приложить особые усилия к работе с профильными предметами. По ним вам придется сдавать экзамены при поступлении.
При этом важно искренне и с пониманием дела отвечать себе на следующие вопросы: чем мне нравится заниматься? Что даст мне обучение именно в этом вузе, именно по этой специальности? Смогу ли я в будущем применить полученные знания в жизни?
Эти здравые вопросы могут служить добрыми ориентирами для определения направления обучения.
Уже потом, в процессе учебы, вы будете задаваться другими вопросами, например: у кого переписать конспект? Какие завтра пары? Где заказать дипломную работу? А пока перед вами — вопрос выбора.
Выбирать всегда непросто. Но надо.
Абитуриент должен хорошо понимать это и, выбирая между несколькими вузами, которые могут предоставить обучение по одинаковым специальностям, обязан руководствоваться критериями отбора:
Стоит упомянуть одну из основных характеристик, разделяющих вузы на две группы: государственные и частные. От этого параметра зависит не только оплата за учебу, но порой и качество предлагаемого образования. Причем нельзя категорично сказать, в каком виде заведений это качество выше. Стоит интересоваться этим, не забывая о вышеизложенных советах. Ведь диплом на заказ вы без труда сможете оформить, обучаясь в любом вузе. А вот поменять учреждение образования гораздо сложнее.
Есть еще одна хитрость при выборе вуза. Обратите внимание на его заочную форму обучения. Насколько хорошо отлажен процесс на ней? Какое количество человек поступает на эту форму? Довольны ли они качеством учебного процесса?
Не пугайтесь высшего образования! Это интересно и полезно. Конечно, оно потребует от вас старания при написании курсовых, контрольных, сдаче экзаменов. Кстати, чтобы вам был более понятен этот «бумажный» учебный процесс, можете прочесть о том, какие курсовые бывают, и как их писать — «Виды курсовых работ»
И помните: хороший специалист ценится в любой области. Удачи!
Аннотация: что это, разновидности работы по содержанию и объемам. Как правильно писать аннотацию: требования к структуре и оформлению, использованию ключевых слов и клише языкового типа. Правила в составлении материала. Распространенные ошибки.
Молодые авторы и студенты большинства гуманитарных учебных заведений испытывают сложности с самостоятельным написанием аннотации. Почему? Чаще всего причина закрывается в непонимании требований к ее оформлению, недостаточном количестве знаний. Грамотное оформление имеет большую значимость, так как именно посредством прочтения аннотации читатель узнает ключевую информацию о тексте: его направленность, содержание и так далее.
Аннотация – это краткое описание. Особенность – наличие описания ключевых вопросов и тем, которые поднимаются непосредственно в тексте, краткое раскрытие разных моментов, ознакомление читателя с направленностью. При этом непосредственно содержание не раскрывается.
Важно: Аннотация должна отвечать на вопрос «О чем текст?».
Она классифицируются по структуре, объемам, содержанию. Выбор направления написания зависит от требований к ней, специфике текста, целей составления. Главное – сохранить последовательность, лаконичность написания, ответить на вопросы, но при этом не растянуть материал на большой объем.
К ним относятся:
Описанные виды классифицируются именно по содержанию.
Виды:
Условно она состоит из двух частей: библиографической, описательной. В первой рассказывается автор и особенности произведения, во второй – описывается тема, идеи. В окончании допустимо наличие указания целевой аудитории произведения, книги или текста.
Структура грамотно написанного материала выглядит следующим образом:
Важно: это целостная работа, а не простое составление отдельных абзацев на основании представленного плана.
Главными правилами оформления являются:
Следование описанным правилам – обязательно.
Использование ключевых слов при написании – еще одна рекомендованная мера, которая положительно повлияет на качество. Наличие таких слов помогает быстро оценить работу читателю, понять, имеется ли ответ на поисковой запрос, или же нет. Посредством ключевых слов оценивается тематика, направленность, идея. В качестве ключа выступает слово или словосочетание.
Для стандартного материала достаточно использования 7 ключевых слов в среднем (допустимо большее или меньшее употребление ключей).
При написании допустимо использовании клише языкового типа, помогающих отражать смысловые фрагменты: цель создания произведения, призыв к прочтению, рассказ о содержании.
Используя клише языкового типа получается составить структурированную работу, простую в изучении и понятную в содержании. Клеше понятны для читателей, а потому их включение в текст позволит упростить процесс ознакомления с произведением.
Рекомендуется прочитать при необходимости несколько раз, для понимания темы, идеи, мыслей автора, разбираемых проблем.
Далее выделяется направление повествования, формируется ключевая мысль – все данные требуется сократить до размера пары предложений (максимум – 3).
Самая распространенная ошибка среди начинающих составителей – превышение рекомендованного объема. Большой объем аннотации затрудняет понимание темы, идеи произведение, требует большего времени на прочтение, изучение и оказывается менее комфортабельным для людей, ищущих определенную литературу. В раде ситуаций составление развернутого описания – имеет значение, если вся представленная информация является ключевой, требуется читателю для понимания темы произведения и его направления, поднимаемых проблем.
Серьезная ошибка – искажение смысла произведения. Недопонимание текста может стать причиной написания неверной аннотации, что будет дезинформировать потенциальных читателей – ошибки считаются грубейшими, недопустимыми.
Узнайте, как получить дополнительные баллы за итоговое сочинение.
На создание этой статьи у нашей команды ушло 35 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по поступлению в вузы и методист.
Итоговое сочинение — обязательное испытание для всех выпускников школ в рамках государственной итоговой аттестации. Основная функция данного испытания — допуск к ЕГЭ, однако его значение выходит далеко за рамки простой формальности.
Для абитуриентов итоговое сочинение представляет особую ценность, поскольку может принести до 10 дополнительных баллов при поступлении в вуз. В контексте жесткой конкуренции за бюджетные места даже 1–2 балла способны радикально изменить положение в конкурсных списках.
В 2025/2026 учебном году итоговое сочинение запланировано декабрь. Казалось бы, до поступления еще далеко, но именно сейчас стоит задуматься о стратегии подготовки, особенно если вы нацелены на вузы, щедро оценивающие эту работу.
📖 ПримерМногие выпускники воспринимают итоговое сочинение лишь как формальный барьер перед ЕГЭ. Они пишут шаблонный текст, не задумываясь о его качестве, и упускают возможность заработать ценные дополнительные баллы.
Каждый вуз самостоятельно определяет политику оценивания итогового сочинения абитуриентов. Эти баллы входят в категорию индивидуальных достижений, сумма которых не может превышать 10 баллов в совокупности.
Количество баллов, начисляемых за итоговое сочинение, варьируется от 1 до 10. Чтобы узнать точное значение для интересующего вас вуза, посетите официальный сайт и найдите соответствующую информацию в разделе для поступающих.
Механизмы оценки также различаются. Некоторые университеты проводят собственную экспертизу сочинений, другие опираются на данные из Федеральной информационной системы (ФИС). Туда загружаются все сочинения выпускников, и вузы могут запросить работу любого абитуриента.
💡 СоветПри подаче документов в несколько вузов обратите внимание на различия в их подходах к оценке сочинения. Если вы подаете документы в МГУ, достаточно самого факта наличия зачета по сочинению. Но для вузов вроде Института Пушкина, где оценивается содержание, стоит вложить максимум усилий в написание качественной работы.
Существуют два основополагающих критерия, от которых напрямую зависит оценка итогового сочинения. Если по этим критериям работа получает ноль баллов, дальнейшая проверка не проводится.
Критерий №1: «Соответствие теме»
Эксперты оценивают, насколько выпускник понял предложенную тему и выбрал адекватный путь ее раскрытия. «Незачет» ставится в случае, если автор игнорирует заявленный в теме вопрос или подменяет его.
Критерий №2: «Аргументация. Привлечение литературного материала»
На этом этапе оценивается умение подкреплять свою позицию примерами из литературных произведений. Важна не только эрудиция, но и глубина анализа приведенных примеров, их уместность в контексте выбранной темы.
Помимо базовых критериев, эксперты вузов могут обращать внимание на:
Среди престижных московских вузов ситуация с начислением баллов за итоговое сочинение представляется следующим образом.
МГУ
Главный университет страны дает 2 балла за итоговое сочинение. При этом проверяется только факт наличия зачета, содержание работы не анализируется.
НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики, ранее выделявшаяся щедрой оценкой сочинения до 10 баллов, изменила свою политику. Теперь баллы можно получить только при участии во Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами».
РГГУ
В Российском государственном гуманитарном университете успешное итоговое сочинение принесет абитуриенту всего 1 балл. Решение принимается экспертами университета.
Институт русского языка им. А.С. Пушкина
Этот институт отличается особым вниманием к школьным сочинениям. Экспертная комиссия вуза готова присудить до 10 баллов за содержательность, логичность изложения и качество литературной аргументации.
Среди других вузов, высоко оценивающих итоговое сочинение, выделяются:
Успешное сочинение, за которое вузы готовы начислить максимальные баллы, отличается от стандартных школьных работ рядом характеристик.
Большинство выпускников заучивают шаблонные аргументы в том виде, в каком их предлагают сборники для подготовки. Некоторые и вовсе ограничиваются знакомством с кратким содержанием произведений. Университетские преподаватели мгновенно распознают такой подход.
Вместо этого продемонстрируйте знание литературы за пределами школьной программы. Если вы любите читать и активно размышляете над прочитанным, покажите это в своей работе. Такой подход поможет выделиться среди тысяч шаблонных сочинений.
Учитывая, что все выпускники страны пишут по одинаковым темам, особенно ценятся работы, демонстрирующие оригинальный взгляд и живое восприятие. Приводите примеры из произведений, не входящих в стандартный школьный курс, проводите неожиданные параллели между разными текстами.
При этом важно не отклоняться от основной темы. Даже самые оригинальные мысли должны работать на раскрытие заявленного вопроса. В результате вы должны представить цельное, логичное высказывание, а не набор разрозненных идей.
📖 ПримерЕсли тема сочинения связана с понятием дружбы, не ограничивайтесь очевидными примерами из «Капитанской дочки» или «Войны и мира». Обратитесь к менее очевидным источникам — например, к дружбе героев в произведениях современных авторов или классиков зарубежной литературы. Такой подход продемонстрирует широту вашего литературного кругозора.
Любовь к чтению — основа успешного сочинения. Если вы читаете не только по программе, но и за ее пределами, вам будет значительно проще подобрать неизбитые, интересные аргументы в поддержку своей позиции.
Не ограничивайтесь русской классикой. Обратите внимание на современную литературу, зарубежные произведения, нон-фикшн. Такой подход существенно расширит ваш интеллектуальный багаж.
Если времени на чтение новых произведений недостаточно, обратитесь к специализированным сборникам аргументов. Однако воспринимайте их как подспорье, а не как готовый материал для копирования.
Используйте такие источники, чтобы освежить в памяти произведения, с которыми вы уже знакомы. Добавляйте собственные наблюдения и интерпретации, чтобы ваша работа выглядела оригинальной.
На сайте ФИПИ опубликованы темы итоговых сочинений предыдущих лет. Напишите несколько пробных работ, опираясь на критерии оценки. Такая практика поможет развить навык быстрого анализа темы и подбора аргументов.
После написания проанализируйте свою работу или, если есть возможность, попросите школьного учителя дать обратную связь. Учитывайте комментарии при написании следующих сочинений.
Могут ли вузы по-разному оценивать одно и то же сочинение?
Да, поскольку вузы самостоятельно определяют критерии оценки и количество начисляемых баллов. Одна и та же работа может принести вам максимум баллов в одном университете и минимум — в другом.
Обязательно ли вузы проверяют содержание сочинения или достаточно наличия зачета?
Это зависит от политики конкретного вуза. Некоторые, как МГУ, проверяют только факт наличия зачета. Другие, например, Институт Пушкина, детально анализируют содержание и качество работы.
Как узнать, сколько баллов дает определенный вуз за итоговое сочинение?
Информация обычно публикуется на официальном сайте вуза в разделе для поступающих или в правилах приема. Также можно позвонить в приемную комиссию и уточнить этот вопрос.
Влияет ли выбор темы сочинения на количество начисляемых баллов?
Непосредственно выбор темы не влияет на количество баллов. Важнее то, насколько глубоко и оригинально вы раскрыли тему, какие привели аргументы и как структурировали свои мысли.
Могу ли я узнать, как именно мое сочинение оценили в вузе?
В большинстве случаев вузы не предоставляют детальную информацию о процессе оценивания конкретных работ. Вы можете узнать только итоговый результат — количество начисленных баллов.