Рады, что вам понравилась статья 😊
Узнайте, что такое локус контроля у студентов, и как его определить.
В этой статье мы расскажем, что такое локус контроля, какие его виды существуют. Также вы узнаете, какой локус контроля больше подходит для студентов, и как его можно определить.
На создание этой статьи у нашей команды ушло 36 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области психологии и контент-менеджер.
🤔 ОпределениеЛокус контроля — это психологическая концепция, которая объясняет, как человек воспринимает причины своих успехов и неудач, а также насколько он считает себя способным влиять на окружающие события.
Этот термин был введен в научный обиход американским психологом Джулианом Роттером в 1954 году в рамках его теории социального обучения.
Основные типы локуса контроля:
Следует отметить, что локус контроля является динамичным понятием, и многие люди располагаются где-то между этими двумя крайностями. Понимание своего типа локуса контроля позволяет лучше осознавать свое поведение и отношение к жизни, способствуя формированию более сбалансированного подхода к управлению своими действиями и жизненными событиями.
Для студентов предпочтительным является внутренний локус контроля по нескольким причинам:
В то же время стоит отметить, что чрезмерное внимание к внутренним факторам без учета внешних обстоятельств может привести к излишней самокритичности или чувству вины за неудачи, на которые студент не мог оказать влияние. Поэтому важно находить баланс между внутренним контролем и реалистичным восприятием внешних факторов, что может способствовать наилучшему достижению успеха и общему благополучию студентов.
Мы рады предложить вам пройти тест на локус контроля, который поможет определить, относитесь ли вы к интерналам или экстерналам.
Ниже вы найдете 39 утверждений. Пожалуйста, задумайтесь над каждой ситуацией и постарайтесь применить ее к своей жизни. Помните, что все ответы нейтральны и ни один из них не является «плохим» или «хорошим». Ответьте интуитивно: если вы согласны с утверждением, отметьте его знаком «+» («да»), если нет — знаком «–» («нет»).
Пройдя этот тест, вы сможете лучше понять, какой тип локуса контроля преобладает в вашей жизни.
Для того чтобы определить результаты, подсчитайте количество ответов по каждой шкале. К примеру, если у вас по одной из шкал совпало 4 положительных и 4 отрицательных ответа, итоговая сумма для этой шкалы будет равна 8.
Высокий балл по этой шкале указывает на значительный уровень субъективного контроля над важными жизненными ситуациями.
Положительные утверждения: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
Отрицательные утверждения: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Высокие значения указывают на наличие субъективного контроля над положительными событиями, когда люди ощущают, что добиваются успеха благодаря своим усилиям.
Положительные утверждения: 12, 15, 27, 32, 36, 37.
Отрицательные утверждения: 1, 5, 6, 14, 26, 43.
Высокие результаты свидетельствуют о тенденции обвинять себя в неудачах и негативных событиях.
Положительные утверждения: 2, 4, 20, 31, 42, 44.
Отрицательные утверждения: 7, 24, 33, 38, 40, 41.
Высокие показатели означают, что человек видит себя ответственным за события в семье.
Положительные утверждения: 2, 16, 20, 32, 37.
Отрицательные утверждения: 7, 14, 26, 28, 41.
Высокие результаты указывают на то, что человек считает свои действия важными для производственной деятельности и отношений в коллективе.
Положительные утверждения: 19, 22, 25, 42.
Отрицательные утверждения: 1, 9, 10, 30.
Высокие оценки показывают, что человек воспринимает себя как ответственного за свое здоровье.
Положительные утверждения: 13, 34.
Отрицательные утверждения: 3, 23.
Теперь, подсчитав баллы по каждому из этих разделов, вы сможете оценить свой уровень интернальности (внутреннего контроля) в различных аспектах жизни.
Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их жизнь и события в ней подчинены внешним силам, таким как судьба, божественное вмешательство, случай или действия окружающих. Чаще всего они испытывают проблемы с эмоциональной стабильностью, им не хватает самоконтроля, и они склонны к повышенной тревожности. Экстерналы часто избегают принятия ответственности за свои поступки, полагая, что не могут повлиять на то, что с ними происходит.
Эта группа объединяет большинство людей, поскольку их реплики и действия зависят от конкретных обстоятельств. В разных ситуациях они могут проявлять черты как интернального, так и экстернального локуса контроля, адаптируя свое поведение к сложности и эмоциональной привлекательности происходящего.
Люди с интернальным локусом контроля обладают высоким уровнем сознательной ответственности и убеждены, что ключевые события в их жизни во многом зависят от личных качеств — таких как настойчивость, компетентность и целеустремленность. Они верят, что могут контролировать свою судьбу и охотно принимают на себя ответственность за свои действия. Интерналы обычно отличаются эмоциональной устойчивостью, решительностью, хорошими коммуникативными навыками и высоким уровнем самоконтроля.
Теперь у вас есть общее представление о локусе контроля и о том, как его понимание можно использовать в учебном процессе. Используйте эти знания, чтобы развивать свои умения и достигать успехов. И помните, если вам потребуется поддержка в учебе, специалисты студенческого сервиса всегда готовы оказать необходимую помощь.
Узнайте, что такое госэкзамен и как его успешно сдать.
На написание статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и преподавателя вуза ушло 32 человеко-часа.
Государственный экзамен в университете — это итоговая форма аттестации, которая оценивает уровень подготовки студента перед получением диплома. Этот экзамен является обязательным этапом завершения высшего образования и проводится в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами. Он охватывает ключевые дисциплины учебной программы и демонстрирует, насколько студент готов к профессиональной деятельности.
Для многих студентов это стресс и даже совокупность всех сессий кажется легкостью по сравнению с одним экзаменом. На самом деле, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.
Государственные экзамены в университете различаются по формату и содержанию в зависимости от направления подготовки, уровня образования и требований образовательного стандарта.
Выделяют 2 типа экзамена: устный и письменный. Иногда они могут сочетаться, однако письменная часть презентуется как «практическая», где студент проделывает определенную работу и презентует ответ устно или, показывая решение, поясняет его словами.
Продолжительность государственного экзамена в университете зависит от его формата, уровня подготовки студентов и требований образовательной программы.
Устный экзамен обычно длится от 15 до 30 минут на каждого студента. Сюда включается время на подготовку ответа и его изложение перед комиссией.
Письменный экзамен, как правило, занимает от 2 до 4 часов. Обычно первый студент выходит уже через час после начала экзамена.
Для студентов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена может быть увеличена, чтобы учесть их индивидуальные потребности.
Государственный экзамен в большинстве вузов оценивается по пятибалльной системе:
Если студент не согласен с выставленной оценкой, он может подать апелляцию. Рассмотрение жалобы проводится в установленном порядке, но повторная сдача экзамена в этом случае не предусмотрена.
В большинстве российских вузов оценка за государственный экзамен указывается в приложении к диплому наряду с другими результатами итоговой аттестации, такими как защита выпускной квалификационной работы (ВКР).
Предметы, по которым студенты сдают государственные экзамены (госы), зависят от уровня образования, направления подготовки и требований образовательной программы.
Для студентов бакалавриата государственные экзамены охватывают ключевые дисциплины их учебного плана. В магистратуре госэкзамены обычно включают междисциплинарные курсы, углубленные профильные дисциплины и исследования. Государственные экзамены в специалитете отличаются большей практической направленностью.
Список предметов для госэкзаменов утверждается учебной частью университета и зависит от федерального образовательного стандарта. Каждый вуз имеет право добавлять собственные дисциплины, чтобы акцентировать внимание на важных аспектах подготовки.
Государственные экзамены в системе высшего образования играют ключевую роль в оценке профессиональной готовности студентов. Они не только подводят итог учебной деятельности, но и помогают определить, насколько выпускник соответствует современным требованиям своей профессии.
Экзамен проверяет, насколько студент освоил теоретические знания и практические навыки в рамках образовательной программы,готов ли он к выполнению задач своей специальности, и может ли он применять полученные знания для решения реальных профессиональных задач.
Государственный экзамен помогает студентам обобщить и структурировать материал, изученный в ходе обучения, а также стимулирует их стремиться к улучшению своих знаний и навыков, что важно для дальнейшего развития.
Не допускают к государственным экзаменам студентов, которые не выполнили определенные требования образовательной программы или нарушили правила внутреннего распорядка вуза. К этим причинам относят:
Чтобы избежать недопуска, важно своевременно закрывать все задолженности, соблюдать правила учебного заведения и следовать установленному учебному плану.
Госэкзамен проходит практически также как и остальные. Исключением является лишь:
В России государственные экзамены для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проводятся с учетом их индивидуальных особенностей.
Экзаменационная комиссия учитывает медицинские рекомендации и индивидуальные образовательные программы (ИОП). Допускается:
Экзамен может проходить в отдельной аудитории, чтобы создать комфортную атмосферу. Некоторые вузы организуют сопровождение психологами, чтобы снизить стрессовую нагрузку на студентов. Это особенно важно для лиц с ментальными или эмоциональными особенностями.
Для получения особых условий студент должен заранее предоставить медицинское заключение или иные документы, подтверждающие необходимость адаптации экзаменационного процесса.
Пропуск государственного экзамена в университете — ситуация, которая может возникнуть по различным причинам. Важно понимать последствия и порядок действий, чтобы избежать потери права на сдачу и получения диплома.
Если вы пропускаете экзамен по уважительной причине (болезнь, авария, перелом и пр.), то обратитесь в деканат с заявлением о переносе экзамена, приложив подтверждающие документы (например, медицинскую справку). Вуз назначает резервный день или индивидуальное время для сдачи.
Пересдача экзамена проводится в установленные сроки, которые назначает учебное заведение. Как правило, это возможно в дополнительные дни, специально отведенные для пересдач.
Пропуск экзамена — это не конец образовательного пути, но важно своевременно действовать, чтобы минимизировать последствия и сохранить возможность завершить обучение.
Государственный экзамен требует сосредоточенности и хорошей подготовки. Если у вас не получается грамотно распределить время, попробуйте понять, сколько материала в день необходимо изучить, чтобы к экзамену быть хотя бы более-менее осведомленным.
Если вы понимаете, что не готовы столько запоминать, попробуйте договориться с группой: каждый выучит свою часть и далее вы собираетесь вместе для объяснения друг другу тем.
Обратите внимание на темы, которые вызывают у вас сложности. Не бойтесь обращаться за помощью к преподавателям или однокурсникам. Кроме того, просматривайте дополнительные материалы, чтобы глубже понять сложные вопросы. Сейчас некоторые онлайн-школы выставляют видеоконтент, где просто объясняют сложный материал.
Повторение — важнейший элемент подготовки. Постепенно возвращайтесь к ранее изученным темам, чтобы информация надежно закрепилась в памяти. Используйте интервальное повторение, чтобы не перегружаться.
Успешная подготовка невозможна без физического и эмоционального здоровья. Уделяйте время отдыху, прогулкам на свежем воздухе и полноценному сну. Избегайте излишнего напряжения в последние дни перед экзаменом.
Государственный экзамен — это этап, который требует серьезной подготовки, но при грамотном подходе его можно успешно пройти. Главное — систематичность, настойчивость и уверенность в себе.
Пересдача государственного экзамена возможна, но, к сожалению, это произойдет не раньше, чем через 10 месяцев. Увы, но правила таковы, что иногда стоит согласиться на ту отметку, которая вам не нравится.
Конечно, если вы совсем провалили экзамен, придется согласиться на такие сроки. Без нее вам не выдадут диплом. Количество возможных пересдач — две.
В данной статье мы разберем методы эффективного и легкого обучения. Эти советы помогут не только делать задания быстрее, но и помогут когнитивной деятельности в целом.
На написание статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и психолога ушло 32 человеко-часа.
Когда дело касается обучения, однообразие замедляет прогресс. Исследования показывают, что переключение между разными методами изучения материала улучшает запоминание и поддерживает мотивацию. Например, согласно когнитивной психологии, чередование видов активности — чтение, практические упражнения, просмотр видео и создание заметок — помогает активировать различные участки мозга, что способствует более глубокому пониманию и прочному запоминанию материала.
Один из известных эффектов, подтверждающих это, называется эффектом интерференции. Согласно этому эффекту, изучение разных типов материала в одном и том же временном промежутке предотвращает «притупление» реакции мозга, характерное для однообразного обучения. В исследовании Ричарда Шварца и Роберта Бьоркса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе было показано, что чередование методов улучшает долговременное запоминание. В их эксперименте студенты, которые чередовали задачи по математике и физике, справлялись с тестами лучше, чем те, кто учил одну тему без перерыва.
Также полезным подтверждением является теория распределенной практики. Исследование психологов Полин Карпике и Джеффри Карри из Университета Пердью обнаружило, что разнесение учебных занятий во времени, а также чередование форм обучения способствуют лучшему запоминанию, чем однообразное изучение материала. Эта теория показывает, что лучше заниматься чуть дольше, но разнообразно и с перерывами, чтобы обучение проходило легче и результаты были устойчивыми.
Таким образом, внедрение разнообразия в учебный процесс не только помогает избежать монотонности, но и формирует множество нейронных связей, что позволяет сохранять мотивацию и улучшать концентрацию. Разнообразие придает обучению структуру, делает его интересным и, как показывают исследования, более эффективным в долгосрочной перспективе.
Среда, в которой мы учимся, оказывает значительное влияние на скорость и качество усвоения информации. Когнитивные исследования показывают, что смена обстановки активирует разные участки мозга, которые отвечают за восприятие информации, что помогает сохранять концентрацию и увеличивать объем запоминаемого материала. Даже небольшие изменения, такие как переход в другое помещение или учеба на свежем воздухе, создают новые ассоциации в памяти, укрепляя связи между нейронами.
Теория зависимости памяти от контекста подтверждает, что наш мозг связывает материал с окружающей обстановкой. Эксперимент исследователей Годдена и Баддели с ныряльщиками показал, что участники, изучавшие информацию под водой, лучше вспоминали ее, находясь в том же месте, чем на суше, и наоборот. Следовательно, если регулярно менять окружение (к примеру, чередовать учебу дома, в кафе или библиотеке), можно активизировать память и ускорить усвоение материала в любом из этих мест.
Кроме того, внешние стимулы, свет, звуки и даже запахи, играют важную роль. Достаточное освещение, небольшая фоновая музыка (например, классическая или звуки природы), а также приятные ароматы (например, ароматы лаванды или розмарина) могут повысить уровень концентрации. Исследования показывают, что такие стимулы могут создавать оптимальную атмосферу для продуктивного обучения, снижая уровень стресса и поддерживая мотивацию.
Смена обстановки и использование внешних стимулов не только помогают лучше сконцентрироваться, но и уменьшают усталость, предотвращают «притупление» внимания и делают учебу менее монотонной.
Чтобы учиться быстрее и эффективнее, важно грамотно распределять время между учебой и отдыхом. Исследования подтверждают, что после интенсивной умственной работы наш мозг нуждается в коротких перерывах, чтобы информация «осела» и усвоилась. Чередование периодов работы и отдыха — один из ключевых факторов, позволяющих избежать перегрузки, улучшить концентрацию и закрепить новые знания.
Популярным методом чередования является техника Pomodoro, при которой учебные сессии длятся 25 минут, после чего следует 5-минутный перерыв. После четырех таких «помидоров» рекомендуется делать более длинный отдых — 15-30 минут. Такой подход не только поддерживает внимание на высоком уровне, но и помогает снизить усталость и тревожность, поддерживая равномерный темп обучения.
Нейробиологи также установили, что короткие перерывы активизируют мозговую активность и стимулируют консолидацию памяти — процесс, при котором недавно усвоенная информация переносится из кратковременной в долговременную память. Кроме того, исследования, проведенные в Университете Иллинойса, показывают, что регулярные короткие паузы позволяют избежать «притупления» внимания, которое наступает при слишком длительном непрерывном занятии.
Отдых между учебными сессиями может быть разным: легкая физическая активность, прогулка на свежем воздухе, дыхательные упражнения или просто смена позы и растяжка. Такие действия помогают снять напряжение, восстановить силы и улучшить кровообращение, что, в свою очередь, повышает способность мозга к обработке новой информации.
Пересказ — один из самых эффективных методов закрепления материала, ведь объясняя информацию своими словами, мы активируем процессы осмысления и глубокого запоминания. Этот метод, также известный как метод активного воспроизведения, помогает не просто повторить материал, но и разобраться в его сути, выделить ключевые моменты и организовать информацию в собственное логическое повествование.
Исследования показывают, что пересказ повышает вероятность успешного запоминания, так как при этом задействуются долговременная память и механизмы повторения. Например, эксперимент, проведенный в Университете Вашингтона, продемонстрировал, что студенты, которые пересказывали изученный материал, запоминали его на 50% лучше, чем те, кто просто его перечитывал.
Чтобы пересказ был действительно полезен, важно не просто повторить материал слово в слово, а переформулировать его и объяснить основные идеи, будто бы рассказываете их другу или себе вслух. Такой подход позволяет обнаружить пробелы в понимании и устранить их, что значительно улучшает качество запоминания. Вы можете даже комбинировать пересказ с методами визуализации или ассоциаций, чтобы закрепить основные идеи и понятия.
💡 СоветПопробуйте записывать себя на диктофон или пересказывать материал в присутствии друзей. Такой способ помогает структурировать мысль, улучшить навыки общения и повысить уверенность в собственных знаниях.
В эпоху постоянных отвлекающих факторов умение концентрироваться на одной задаче становится настоящим преимуществом. Однозадачность, или фокусирование на одном деле за раз, помогает избежать перегрузки мозга и сохранить высокую продуктивность. При работе над одним заданием ваш ум погружается в него полностью, что позволяет глубже вникнуть в детали и обрабатывать информацию более качественно.
Исследования показывают, что многозадачность не только снижает качество выполнения задач, но и требует на 40% больше времени, чем сосредоточенное выполнение одного задания за другим. Например, исследование, проведенное в Стэнфордском университете, обнаружило, что люди, пытающиеся выполнять несколько задач одновременно, хуже фильтруют отвлекающие стимулы, медленнее переключаются между задачами и испытывают трудности с запоминанием информации.
Однозадачность помогает избежать этих проблем и облегчает восприятие и усвоение новой информации. Чтобы повысить концентрацию, полезно минимизировать отвлекающие факторы: выключить уведомления, поставить телефон в режим «Не беспокоить», выбрать тихое место для работы. Также примените технику помодоро, которая предлагает работать по 25 минут, делая короткие перерывы. Такой подход позволяет поддерживать высокий уровень концентрации и эффективно справляться с информационными потоками.
💡 СоветВыберите одну задачу, которая требует внимания, и поставьте таймер на 20–30 минут. Все это время постарайтесь оставаться сосредоточенными только на этом деле.
Обучение — это навык, который развивается и совершенствуется с помощью правильного подхода. Как показывают исследования, методы, такие как разнообразие в обучении, смена обстановки, чередование работы и отдыха, пересказ материала и однозадачность, действительно способствуют быстрому и качественному усвоению знаний. Эти стратегии помогают нашему мозгу обрабатывать информацию эффективно, укреплять долговременную память и сохранять высокую мотивацию на протяжении всего процесса обучения.
Внедряя эти принципы в свою повседневную учебную практику, вы сможете легче и быстрее усваивать новые знания, оставаться сосредоточенным и избегать выгорания. Ведь ключ к успешному обучению — не просто в количестве времени, которое мы тратим на учебу, но и в том, как мы организуем и структурируем это время.